Страница 1 из 1

Авторынок России: задний ход

Добавлено: 24 апр 2009 21:40
Василий Филиппов
Авторынок России: задний ход

Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ

Кризис, девальвация рубля, практически заглохший кредитный механизм… А тут еще и правительство подняло пошлины на автомобили. Неудивительно, что первый квартал 2009 года российский автомобильный рынок закончил с удручающими показателями: импорт подержанных автомобилей практически прекратился, цены на новые машины выросли в среднем на 13%, а их продажи по сравнению с тем же периодом прошлого года упали на 39%!

В январе, феврале и марте 2009 года в России было продано 373 тысячи новых легковых автомобилей вместо 610 тысяч в первом квартале 2008 года. При этом доля «кредитных» продаж снизилась до 10—15%, хотя год назад таким способом покупали практически каждый второй автомобиль. Импорт пострадал еще больше — за те же три месяца этого года российскую границу пересекло лишь 149 тысяч машин. Это почти в три раза меньше, чем годом ранее! На складах томятся тысячи нераспроданных автомобилей 2008 года выпуска, причем запасов некоторых моделей хватит еще на несколько месяцев — поставки более свежих машин начнутся не раньше лета.

Но некоторым счастливчикам даже в таких непростых условиях все-таки удалось закончить квартал с положительной динамикой продаж: это Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen, Infiniti, Jaguar, Cadillac, Hummer и Seat. Секрет успеха прост: дилеры этих марок до последнего держали «прошлогодние» цены, несмотря на растущие курсы валют.

А среди аутсайдеров ожидаемо оказались те производители, которые номинируют цены в долларах и ежедневно пересчитывают их в рубли по текущему курсу: это Mitsubishi, Toyota, Lexus, Chrysler, Dodge и Jeep.

Продукция АвтоВАЗа по-прежнему занимает около четверти рынка новых машин, но за три месяца реализован только 90531 автомобиль — на 39% меньше, чем годом ранее. Дешевые «классические» Жигули (20973) и Самары (23449) теряют покупателей, а желтую майку лидера российского рынка примерил дуэт Приоры и уже снятого с конвейера «десятого» семейства — продан 25841 автомобиль. Спрос на Калину (15208) упал, и только старая Нива (5060) пользуется устойчивой популярностью.

Плохи дела у УАЗа (2750): цены на ульяновские внедорожники в первом квартале выросли на 3,5%, а продажи упали на 43%. Лидером стал Патриот (1420), но Хантеров (1185) продано в два с половиной раза меньше, чем годом ранее!

Еще хуже ситуация на ГАЗе — среди 2339 проданных легковых машин всего 679 седанов Volga Siber: не помогло даже снижение цен. Все остальные — 1660 Волг прошлого года выпуска.

На первом месте среди иномарок (и на втором «в абсолюте» после Лады) держится Chevrolet (30268), но продажи снизились почти в два раза из-за 17-процентного роста цен, причем подорожание в равной степени затронуло машины и корейской, и российской сборки. Бестселлер Lacetti (8792) «просел» более чем в два раза, следом идет бюджетный Lanos (8199) и потерявшая половину клиентов Niva (5586), а положительные результаты демонстрируют сравнительно доступная Epica (1364) и гигант Tahoe (326).

Ford (28915) сократил продажи «всего» на 28% и благодаря этому оказался на третьей строчке в абсолютном рейтинге, сместив оттуда Hyundai. В первом квартале цены выросли в среднем на 12,5%. Всеволожский Focus (17742) расходится стабильно, но остальные машины успехами похвастаться не могут: второй по популярности Fusion нашел всего 3222 клиента — на три четверти меньше, чем год назад. В плюсе — минивэн Galaxy (280), пикап Ranger (759) и американский Explorer (476).

Nissan (22889) держит средний темп рынка — спрос упал на 39%, а цены выросли на 13%. Самая продаваемая модель — пятиместный Qashqai (4218), но в рейтинге компактных кроссоверов и внедорожников он достиг лишь четвертого места — впереди две тольяттинские Нивы и Hyundai Tucson. Улучшили сбыт только Teana (1763) и старичок Patrol (574).

Hyundai (21062): сбыт сократился вдвое главным образом по вине ТагАЗа, который испытывает финансовые трудности. Продажи таганрогских машин упали на 85% — за три месяца реализовано всего 3298 автомобилей. Роль лидера продаж взял на себя уходящий Getz (5830), но следом за ним вплотную идет Tucson (4901), прибавили Santa Fe (2320), Matrix (1057), Sonata NF (661) и Grandeur (168).

Toyota (19278) стала жертвой долларовых цен, которые росли вместе с курсом американской валюты. В итоге продажи упали на 46%, но Camry (6468) благодаря российской сборке и очень привлекательным рублевым ценникам упрочила позиции лидера класса E+. Из других моделей больше клиентов, чем год назад, нашел только Land Cruiser 200 (1699).

Renault (14918): минус 38%, при этом цены выросли на «умеренные» 10%. Бюджетный Logan (9668) «просел» почти вдвое, результаты семейства Megane (2264) не так печальны (минус 20%), а прибавила только новая Laguna (244).

Kia (13509): цены выросли лишь на 5%, но спрос все равно снизился более чем на треть. Продажи «делают» Spectra (4959) и cee’d (3754) российской сборки, а положительная динамика — только у кроссовера Sportage (1967).

Mazda (13176) начала повышать цены еще в ноябре прошлого года — в итоге к марту автомобили подорожали на 16%, а спрос в первом квартале упал на «скромные» 23%. Бестселлером остается Mazda 3 (7933 машины, минус 19%). Немного прибавили кроссовер CX-7 (1904) и… родстер MX-5 (20).

Opel (11945) с двукратным падением замыкает первую десятку. Но результаты могли быть еще хуже, ведь цены на некоторые модели выросли на 30%! Лучше других продается Astra (5947).

Daewoo (11692) из-за девальвации рубля искусственно ограничивает импорт автомобилей из Узбекистана — продажи упали более чем в два раза. А вот Volkswagen (11207) и Skoda (9791) вовсю пользуются преимуществами российской сборки — сбыт растет. Компании Peugeot (9446) и Citroen (3056) сдерживают цены на свои модели даже без локализации. У всех четырех марок рост цен за три месяца не превысил 13%, причем основная прибавка пришлась уже на весну.

Honda (9218) сократила продажи на 40% при росте цен на 21%, но самое значительное падение среди крупных игроков рынка пережила компания Mitsubishi (7218) — продажи сократились на 66%, а цены выросли на 22%, хотя в последнее время машины продаются с большими скидками. В итоге марка скатилась с десятого на шестнадцатое место в абсолюте. Не намного лучше дела у Suzuki (4407): сбыт упал на 55%, хотя подорожание составило «всего» 13%.

Теряют клиентов и попутно дорожают Subaru (2990), SsangYong (2063), Dodge (186), Mini (173), Jeep (161) и Chrysler (70). А вот автомобили Fiat (2701), Iran Khodro (108), Saab (100) и Alfa Romeo (37) сдали даже несмотря на то, что продавались по прошлогодним ценам. Зато Seat (292) улучшил сбыт на четверть.

Среди дорогих брендов пальму первенства перехватили немцы из BMW (4011). Далее идут Audi (3302), Land Rover (3031), Volvo (2741) и Mercedes-Benz (2360) — продажи этих автомобилей снизились на 15—35%. Марка Infiniti (1877) с ростом продаж на 70% наконец-то обогнала сдающий позиции Lexus (1460), а в хвосте премиум-сегмента находятся Cadillac (472), Jaguar (366), Hummer (309) и Porsche (299).

Доля китайских автомобилей продолжает сокращаться: 1,06% вместо 1,8% в первом квартале прошлого года. Лидер Chery (957) сократил продажи более чем в пять раз из-за прекращения сборки машин на калининградском Автоторе, а также из-за финансовыих проблем ТагАЗа, где сейчас худо-бедно собирается кроссовер Chery Tiggo (260). Great Wall (833) и BYD (606) испытывают проблемы со сбытом, а вот спрос на автомобили Geely (915) и Lifan (618) упал незначительно.

Итак, по объему продаж российский автомобильный рынок скатился ниже уровня 2007 года, когда в первом квартале было продано 476 тысяч машин. По прогнозам маркетологов, в этом году владельцев найдут около 1,7 млн новых легковых автомобилей, что как раз находится на уровне 2006 года (1,74 млн новых машин). А ведь еще в январе прогноз в 1,9—2,0 млн автомобилей считался негативным.

Кстати, в России дела еще не так плохи: по результатам первых трех месяцев украинский рынок новых машин обрушился на 70%…

Материал подготовлен по данным Авторевю и Ассоциации европейского бизнеса

http://www.autoreview.ru/archive/2009/08/stat/