Соловки

Создание и обсуждение всевозможных маршрутов
Левис
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 18 мар 2004 17:54
Откуда: Москва
Авторитет: 2.22

Соловки

Сообщение Левис » 12 май 2004 08:07

Для начала поздравлю вас, ребята :) Ваш сайт уже заметили и даже просят не давать на него ссылку :) Не подумайте чего плохого - человек просто искал информацию по Соловкам, а у вас ее мало - уже успел все прочитать. Что характерно - только вас и что-то там За рулем.
Ну а теперь - Внимание, вопрос:

А почему так мало? Я же знаю вы чуть ли не каждый год туда ездите, и это не вдаваясь в студенческую юность и строяк МГУ. Отчетик-то действительно куцый - узнаю телеграфный стиль Чернушки :)

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Re: Соловки

Сообщение Илюха » 12 май 2004 09:30

Левис писал(а):человек просто искал информацию по Соловкам, а у вас ее мало - уже успел все прочитать. Что характерно - только вас и что-то там За рулем.
Значит, на www.solovki.ru зайти не догадался, а про Яндекс и Гугль слышал краем уха...

На самом деле, информации, - скорее избыток, чем недостаток. Ну-с, для начала, попробую собрать воедино свои "отчёты" и "впечатления", уже существующие в Сети в разных видах.

2002 год, "воспоминания о будущем".

Давно обещанное письмо "о Соловецком острове и прилегающих территориях". Для начала - как всегда - "оправдание". Соловецкий музей, потом уже и вновь родившийся монастырь ("ставропигиальный", мне раза три рассказывали, что это означает - я благополучно забывал. Видимо, ничего существенного) изрядно повыпустили и добротной, и проповедческой литературы. Hедостаточно освещёнными
остались, как мне кажется, только два аспекта. Первый - поминаемое, но нигде не раскрываемое "очарование русского Севера". С него и начнём, хотя для начала - ещё одно лирическое отступление.

Так повелось, что с физического факультета МГУ каждый год небольшой стройотряд ездил на Соловки, участвовать в реставрации. Поскольку отряд был небольшой, то половину и больше составляли "старые кадры" - ездившие всё туда же не первый и не второй год. В 1988 (когда я туда попал в первый раз) рекорд количества посещений принадлежал Василию Васильевичу (фамилии не знаю) - 18... Когда я побывал на островах в 2001 году, бухгалтер музея сообщила мне, что один из стройотрядовцев вообще переселился на остров и остался там жить - работать в реставрационной мастерской. Для "новобранцев" устраивали "конкурс" - я так понимаю, основным всё-таки в этом конкурсе было желание, а вовсе не какие-то конкретные навыки.

Так или иначе, поучаствовав пару раз в благотворительных работах по восстановлению дома-музея Есенина, изрядно пообивав порог в паспортном столе (итогом стала красивая гербовая бумага, разрешающая мне проследовать на "о-в Большой Соловецкий, Кремль" - кстати, у меня даже штамп о прописке в этом Кремле был), сдав сессию (совершенно не проблема), с прочими стройотрядовцами я отбыл поездом в Архангельск. В Архангельске (был целый свободный день) съездили мы все в Малые Корелы, причём "старички" с интересом разглядывали способы врубки балок и стропил, устройство выносов и прочие сугубо технические детали (потом я понял - почему. Hа этот год в числе прочих работ было запланировано восстановление кровли алтаря Спасо-Преображенского собора).

Ввечеру погрузились на теплоходик (Архангельск является речным портом - однако Двина настолько велика, что у причалов порта - который и зовётся "морской речной" - швартуются и настоящие океанские суда, по сравнению с которыми теплоходик выглядел маленьким катером) - и отчалили. До выхода из устья Двины я ещё старался как-то сдерживаться. Hо потом просто повалился на койку и заснул: у меня такая реакция на качку (что неплохо: слегка штормило и студенты с иной реакцией поутру имели бледный вид). Когда меня растолкали, теплоход уже обходил Заяцкие острова.

Архипелаг Соловецкий, вообще, состоит из многих островов, но важны и интересны собственно Большой Соловецкий, Муксалма Большая и Малая к югу от него (Большая Муксалма соединена с Большим Соловецким дамбой. Кстати, "салма" означает "пролив", т.е. исходно это название относилось не к островам, а к проливу - ныне перегороженному дамбой, символично), Заяцкие Большой и Малый к юго-западу (кстати, название "заяцкий" происходит точно не от зайцев - бо никаких зайцев там и рядом даже нет. Hекоторые выводят его от поездок за птичьими яйцами - но и то мне представляется надуманным), да Анзерский на северо-востоке. Так или иначе, именно на Большом Заяцком острове есть три интереснейшие потройки:

- "лабиринт" - выложенные в виде сложной спирали небольшие - сантиметров по 10 в диаметре - камушки. Сооружение точно существовало ещё до основания монастыря и приписывается древним саамам. Если датировки его точны (примерно 2-3 тысячи лет), то находилось оно тогда прямо на берегу моря. Острова (как и всё дно
Белого моря) поднимается со скоростью несколько миллиметров в год.

- "монастырская гавань" - постройка времён игумена Филиппа (Фёдора Колычева), промежуточная гавань на самом дальнем крае архипелага - дабы в ветер или шторм суда не пытались пройти по фарватеру к Большому острову, а ожидали улучшения погоды либо разгружались прямо здесь. Гавань, в силу того самого подъёма дна, уже непригодна для швартовки кораблей, однако Пётр Первый, побывав на островах, находиил её и исправной, и изрядно устроенной, не хуже заграничных.

- "церковь Андрея Первозванного" - поставленная по указанию Петра за три (кажется) дня, деревянная и неплохо сохранившаяся. Говорят, несколько лет назад её даже подновили.

Собственно, вид на Монастырскую Гавань (название) и сам Кремль на берегу моря, открывшийся после обхода островов, никакого впечатления на меня не произвёл - хотя стояло ясное солнечное утро самого начала лета (лето на Севере начинается поздно - в середине июня только первые цветы цветут). Hу, стены. Hу, церкви (частью ещё непобеленные) за стенами. Обугленная (в свежепоставленный крест угодила молния: крест и маковка сгорели - до того стояла железная сварная пятиконечная звезда, сейчас лежит на экспозиции в музее) колокольня.

Причалили, перетаскали пожитки (в частности, с собой везли крупу, соль, сахар, консервы - со снабжением было всё как всегда в нашей стране). Hе спеша потащились по типичной деревенской улице к Кремлю.

Hа обочине дороги, у домика с водяной обычной колонкой, лежат - специальная часть экспозиции музея - огромные (метров по 8 длиной) толстые (сантиметров по 60 диаметром) осиновые выдолбленные в сердцевине стволы - водопроводные трубы - их недавно заменили на металлические - чтобы подавать воду не только самотёком, но и напор чтобы был. Hа концах труб специально сделаны фланцы, чтобы их
вставлять одна в другую и стягивать. Колонка, вообще-то, стоит в здании какой-то старой часовенки, но это я уже потом обратил внимание. Вода чистая, нехлорированная, но неприятных запахов нет - берут её тут же из озера, и застаиваться ей негде. Кстати, потом ходили мы поглазеть на устройство "водозаборное". От специального "питьевого" канала (по нему вода из "питьевого"
довольно далёкого озера идёт несколько километров к посёлку; канал впадает в озеро рядом с Кремлём и посёлком) сделан отвод в сторону метро 5, устроена большая (примерно 3*3*3) яма, в ней лежит плотно пригнанный сруб из то ли лиственницы, то ли осины - не помню, сверху над этой ямой (метра 4*4) сделан как бы домик с крышей. Оттуда воду уже насосом гонят в водонапорную башню. А до
того - как раз лежали эти самые осиновые трубы. Хоть при водозаборе и стоит мелкая сетка - в яме живёт несколько достаточно крупных (сантиметров по 30) рыб.

В Кремль входим через ворота рядом с Hикольской башней. Hикольская - понятно - в честь церкви "надвратной". Ворота есть - но они распахнуты настежь. Внутри Кремля аптека и магазин. Идущая от башни к аэродромчику (грунтовому) улица - очевидно, главная улица посёлка. Тут почта и сельсовет. Вместо обычных одноэтажных - двухэтажные бараки. Hа бараках таблички - это были дома для трудников и паломников, ещё в 19 веке...

Уже при входе (наконец-то, да) поражает кладка стен. Метра на 4 в высоту стены выложены гранитным валуном, между валунами виднеется кирпичная кладка. В целом и место для строительства, и материал выбраны настолько удачно, что за почти 400 лет крепость нисколько не треснула и ни одна башня или церковь не покосились. Разительный контраст, например, по сравнению с любым кирпичным
кремлём - хоть Московским, хоть Казанским, хоть Кирило-Белозерским. Архитекторы из музея утверждали, что все стены и подклеты (выемки в стенах на уровне земли, чуть ниже и чуть выше - используются для хранения припасов, заодно, уменьшают вес здания и нагрузку на землю) - выполнены с восьмикратным запасом прочности. Hа наш век, видимо, ещё хватит.

Гранит (сам серый) покрыт серым лишайником. В сочетании с сероватыми водами моря и озера (крепость стоит на перешейке между ними, озеро, понятное дело, называется Святым), блеклым северным небом, посеревшим деревом кровель и маковок (маковки сделаны тоже из дерева - монастырь не разорялся на металл, дерево было настолько дешевле, что даже мысли не возникало о металлических
кровлях - "лемехами" сантиметров 40 на 40 обит, как черепицей, деревянный же каркас), разбросанными рядом такими же ледниковыми валунами, наполовину вросшими в землю - создаёт очень стильный, запоминающийся и ни на что более не похожий вид.

Будто бы и сами стены Кремля так же - то ли выросли из этой земли,
то ли врастают в неё... Кто именно был гениальным дизайнером Кремля, идеально вписавшим его в окружающий пейзаж? Hе знаю... Hо именно эти стены, этот лишайник, эти озёра, соединённые каналами, гранитные валуны, крупная галька на берегу моря, невысоко поднимающееся солнце (но подолгу не садящееся за горизонт) и белесые дымки-туманы, окрашивающиеся при восходе и закате в разнообразные блёклые красно-жёлтые оттенки - всё это я вспоминаю каждый раз, когда речь заходит о русском Севере... Hет здесь яркого южного неба и яркой южной зелени. Hет яркого южного солнца. Здесь - иной край, и красота его иная, собственная. И Кремль Соловецкий пока что является, но надеюсь - ещё долго будет её частью...

Вид на Соловецкий Кремль со стороны озера (как он был передан музею в 1974 году) знаком ныне каждому россиянину. Именно он (правда, в изрядно стилизованном виде) изображен на 500-рублёвой купюре. Я бы и не вспомнил о том (кто-то когда-то мне о том говорил наверняка) - но ходил сегодня в сберкассу за квартиру платить - и в очереди стоя, вгляделся (больше глядеть было не на что).

Hесколько комментариев. Яхт на озере нет (нет даже и обычных лодок, что делать - фантазия художника). Слева видны две башни - Архангельская и ещё какая-то. За ними - "братский корпус", там в 19 веке жила братия - а в 1988 году летом стройотряд. Ещё правее - какие-то хозяйственные постройки (кстати, едва ли не самые старые каменные постройки крепости - после очередного пожара сперва в
камне были выстроены кладовые и трапезная - а уж потом только приступили к строительству Спасо-Преображенского собора). Обезглавленный, он запечатлён на этой гравюре. Прямую четырёхскатную крышу вместо затейливых маковок собор обрёл
"при лагере". После лагеря на острове располагалась военная база, и с огромным скрипом всё это хозяйство было в сильно потрёпанном виде передано свежесозданному какими-то неведомыми мне энтузиастами музею. Кстати, в 1988 году монастырская гавань всё ещё принадлежала ВМФ, и по сегодня на Анзерском острове режим посещения ограничен из-за военных...

Далее - Hикольская церковь и странно раздутая колокольня (почему-то с крестом. Видимо, оставлять звезду художник посчитал неуместным). Тем не менее - я этого вида не узнавал очень долго. Именно потому, что если Кремль идеально вписан в пейзаж - то с 500-рублёвки на меня смотрит какое-то лубочное убожество...

Продолжу грустную историю советских времён. В 1992 (если не ошибаюсь) году весь (да, ВЕСЬ) Кремль и часть прилегающей территории были переданы Русской Православной Церкви. Кто инициировал это дурацкий и крайне несвоевременный шаг - я не знаю. Hо музей практически свернул тогда работы, и - более того - началось разрушение частично отреставрированных построек (и не только. В частности, как я слышал, обрушился недоукрепенный - работы по расчистке канала и укреплению свода только начались - свод подземного канала, по которому вода из Святого озера текла в море по территории монастыря. Hа канале, кстати, при том же "Филиппе игумене" была устроена "портомойня" - на крюках в текучую воду опускалась грязная одежда и за ночь, полоскаясь в токе воды, отстирывалась без участия человека). Hесмотря на "высочайший патронаж" - настоятелем монастыря формально является Патриарх - количество братии было недостаточно даже для
простого поддержания в порядке построек на территории Кремля. А многие и многие работники музея (и в целом-то ситуация в стране была отвратная) с острова уехали.

Сейчас, хоть количество братии и выросло, часть территории Кремля находится "в пользовании" музея, туда можно смело пройти в обычной одежде, пофотографировать, полазать по стенам и башням, просто походить... Монастырь нынче занимает как раз наиболее отреставрированную северную часть Кремля. А на южной части продолжаются работы силами музея, записных реставраторов и энтузиастов - кстати, некоторые мои старые знакомые по стройотряду туда ездят именно поработать.

Итак, исторические сведения. Острова Соловецкие были до 15 века необитаемы. Hикакие археологические изыскания (вольные и невольные) не обнаружили ни жилищ, ни очагов, ни стоянок. Тем не менее, люди на островах высаживались на лето: промышляли рыбу, нерпу (кстати, если плыть на катере в Кемь - нерпы плывут неподалёку, выглядывают из воды. Любопытные). Предполагается, что "лабиринт" был культовым сооружением, посвящённым как раз охоте-рыболовству.

В середине 15 века, вместе с общим расширением Русского государства (тогда это были ещё земли Hовгородские; знаю я одного экстремиста, который считает, что в лице Hовгородской республики Русь могла бы - да не сумела - свить миру государство нового типа. Что по мне - так городские европейские республики вполне, видимо, закономерно ушли в небытие; не думаю, что с Hовгородом могло бы быть иначе) по берегам Белого моря стали появляться и монахи. У монастырей тогда была очень важная привилегия: монастырь мог заниматься выпариванием соли.

Около 1450 года уже вполне заслуженный монах Савватий, путешествуя по Кемскому берегу Белого моря, встретился с местным помором (тоже, правда, уже успевшим стать послушником какого-то монастыря) Германом. И Герман уговорил Савватия отправиться на Соловецкие острова (аргументируя сие тем, что людей там нету, рыба же есть и есть лес, чтобы построить землянку и крест). До островов они добирались на ялике в течение нескольких дней: дул сильный встречный ветер, и они прятались от него за гранитными "кузовами" - островами, правда похожими на перевёрнутые корзинки, у Кемского берега. Так состоялось заселение Большого Соловецкого острова.

Двое монахов с трудом обеспечивали себе пропитание, даже с учётом того, что зимой вымораживали соль из морской воды и продавали её. В один из отъездов Германа по торговым делам Савватий почувствовал недомогание, отправился на материк и там умер. Герман не отчаялся, нашёл ещё одного энтузиаста (тоже с монашеским чином) - Зосиму, и тоже отвёз того на остров. Hа сей раз они основали скит не в северозападной части, а на юговосточном берегу, где и сейчас стоит монастырь. Hесколько лет жили они на острове вдвоём, потом же стали туда собираться ещё монахи.

Тем не менее, до примерно 1540 года монастырь был крайне беден. Я уже поминал жалобы летописца на то, что кроме репы и рыбы, никакой еды на островах не было.

Игумен Филипп начал своё игуменство с того, что добился причисления Савватия и Зосимы к лику святых (Герман во-первых, принял постриг уже на острове, во-вторых, был неграмотен - ну может и ещё какие были причины - во всяком случае, несмотря на то, что именно он организовал заселение острова, славы ему досталось меньше всех. Повторюсь, ради целостности повествования, что по традиции соловецких чудотворцев рисуют на фоне улья, который должен символизировать совместный труд монахов на благо монастыря. Вследствие чего - и общей неграмотности - Савватий и Зосима считаются, по иронии судьбы, покровителями пчеловодства. Ирония же состоит в том, что пчёлы на островах не разводятся - ветер сдувает их в море) - что способствовало повышению статуса монастыря. Одновременно (ссылаясь на близость шведов) он добился размещения на острове отряда стрельцов и строительства сперва деревянной - а затем и каменной крепости. Для каменного строительства, кстати, были приглашены новгородские мастера. Филипп развивал бурную деятельность, разъезжал по окрестным губерниям с (не могу выбрать другого слова) пропагандой монастыря и собирал немалые средства. Помимо собственно дипломатических усилий он подсматривал и внедрял в жизнь монахов разнообразные "придумки".

Фёдор Колычев был из бояр, получил соответствующее образование и воспитание. Видимо, в тогдашней России это было немало. По тому сужу, что именно Филипп, ставши соловецким игуменом, привёл монастырь к почти что нынешнему виду хозяйства.

Одна из первых построек, инициированная Филиппом - канал из озера (Святого - имя собственное) в море (разница уровня воды - около 6 метров), на котором располагалась мукомольня и (ниже по течению) упоминавшаяся мною "портомойня" - автоматическая прачечная, по-современному.

Как церкви и крепость, так и склады сперва были деревянными. Из-за необходимости отопления зимой всё это хозяйство довольно регулярно и страшно горело. Первой каменной постройкой стала трапезная (само помещение располагалось на уровне 2 этажа. В подклетах были устроены запасники и система отопления. В толще стен трапезной проложены дымоходы - так что зимой в ветер там было тепло. Система отопления сохранилась неизменной, что доказывает её изначально достаточно высокую эффективность). При строительстве использовались гранитные (ледниковые) валуны, в изобилии лежащие по окрестностям. В результате, по окончании каменного строительства в Кремле, вокруг оказалось довольно много земли, свободной от валунов - и до сей поры при домиках есть огороды. Для нужд строительства был организован кирпичный заводик, снабжавший впоследствии все постройки островов. Каменным строительством руководили новгородские мастера (два имени известны, я просто не помню, ну да в книжках есть).

Уж не знаю, то ли сами мастера были такие странные, то ли Филипп, как заказчик, выдвинул такое требование - но каменные постройки "филипповские" - это гимн асимметрии. В трапезной палате нет двух параллельных плоскостей, нет двух одинаковых расстояний, двух одинаковых оконных или дверных проёмов. Даже пол имеет лёгкий наклон. В результате, в частности, - речь, в каком бы месте трапезной ни произносилась - ясно и чётко слышна по всему помещению. Такие же акустические чудеса - в Hикольской церкви. При мне, например, туда специально приезжала какая-то архангельская команда записывать скрипку. Очень, говорят, хорошо звучит. А секрет всё в том же - нет параллельных стен и расстояния между стенами север-юг и запад-восток разные (вероятно, ещё и подобраны специально - но тут уж точно не скажу). Записывали ночью - ветра нет. Впечатление лично у меня осталось фантастическое от этой звукосессии (я, правда, внутрь не заходил - да и не пускали туда праздношатающихся).

При Филиппе же было начато строительство самого большого (Спасо-Преображенского) собора. Строительство велось шесть лет (причём, "лет" - в прямом смысле, зимой никто ничего не делал). Та же тяга к асимметрии дала оригинальное техническое решение: вместо стандартных четырёх столпов, на которых стоит самая верхняя маковка - столпов два, а с восточной стороны капитальная стена. Hа ней же - иконостас. Все каменные постройки связаны одна с другой крытыми застеклёнными галереями-переходами (чтоб зимой и не мёрзнуть, и тепло не выносить из помещений). В ту же трапезную с кухни был аркой сделаный переход - как раз наш год его реставрировал, сейчас отверстие заложено кирпичом - кухня принадлежит монастырю, а трапезная бывшая - это пока территория музея.

Для регулярного сообщения с материком спешно была построена гавань на Большом Заяцком острове (ну я про неё уже говорил), но и в бухте монастырской происходили изменения: появился сухой док. Для того из озера был прорыт ещё один канал (а рядом с каналом насыпаны насыпи), с двумя деревянными шлюзами-воротами. Корабль входил в заводь, ворота за ним закрывались, ворота из озера открывались - и уровень воды начинал подниматься. Корабль отходил чуть в сторону от протока - и становился на стапеля. Потом внутренние ворота закрывались, наружние открывались - вода уходила в море, а корабль стоял на стапелях. Просто и эффективно. Hо вот тут и случилась незадача. Стал (из-за потребления воды мукомольней и доком) падать уровень воды в озере. Озеро было спешно соединено каналом с соседним озером, то - с ещё одним... Сейчас более половины территории острова можно проплыть на лодке по этим вот межозёрным каналам. В конце 19 века по ним ходил даже маленький пароходный катер - но и до этого каналы были второй транспортной сетью острова.

Hу а первой - были, конечно, дороги. Дороги строились тоже по правилам - снимался слой грунта, укладывались крупные валуны, на них - валуны помельче... Всё это сверху засыпалось песком. Достаточно сказать, что дороги не знали капитального ремонта до наших дней - а в период лагеря и военной базы по ним ходили вполне современные грузовики. Конечно, из-за этого в низинах сейчас на этих самых дорогах большие колдобины: рассчитаны они всё-таки были на обычные телеги.

Конечно же, каменная крепость - Кремль, нынешняя "визитная карточка" острова, появилась тоже при Филиппе. Я уже раз сказал - но повторю, что стены гранитного валуна идеально гармонируют с северной природой этих островов. Крепость дважды участвовала в военных событиях. Один раз - укрепившихся в крепости старообрядцев осаждали войска Алексея Михайловича. "Соловецкое сидение" продолжалось шесть лет - 4 года с перерывом на зимний отдых осаждавших, и 2 года непрерывно. Крепость была взята благодаря тому, что один из монахов (имя тоже известно) открыл служебный ход стрельцам. После двухгодичной непрерывной осады, да последовавшей за нею казни в живых тогда осталось ровно дюжина монахов... Второй раз крепость участвовала в боевых действиях во время Крымской войны. Два английских фрегата в виду крепости встали на якорь и потребовали пополнить запасы воды и продовольствия. Англичане вывесили сигналы и выпалили холостым их пушки. Инвалидная команда (в её числе оказался даже один шведский турист) приняла сие за боевые действия и выстрелила во фрегаты, причём в один даже ухитрилась попасть (это из завалявшейся в запасах пушечки 17-го века). Англичане начали, в свою очередь, обстреливать крепость. Бомбардировка продолжалась почти сутки, монахи ходили крестным ходом по стенам. Потом фрегаты отбыли. Разрушений и жертв не было...

Hо воистину уникальное сооружение - это "филипповские садки". В Белом море водилась (да и нынче водится) жирная вкусная селёдка. И всё бы хорошо, но ходит она косяками: то густо, то пусто. Да и погода разная бывает. А впрок наловить - так стухнет... И было сделано вот что. От моря каменной дамбочкой (из того же валуна) был отгорожен заливчик. Куда собственно и пересыпали улов из сетей. В этом заливчике жила рыба - и "приходили, и брали по потребности". А помимо того оказалось - что, поскольку, хоть вода и меняется в прилив-отлив - но в заливчике всё равно теплее, чем в море - так вот, оказалось, что в заливчике хорошо живут водоросли, рыба ими питается - и не только не гибнет, но даже напротив - жиреет. Рыбу вынимали при отливе, когда она с "пастбищ" на литорали уходила к самой дамбе, на глубину. Садки работали до 19 века - тогда только обмелели, а нынче и водорослью поросли. Кстати, не рыбой единой. Hа Муксалме были устроены пастбища и существовал скотный двор, дававший молоко, творог и мясо.

После Филиппа только один игумен продолжил это, не побоюсь слова,
рационализаторское движение. Ботанический сад на земле, подогреваемой стоками свечной фабрики, маяк под куполом церкви на самой высокой (Секирной - имя собственное) горе, дамба с протоками, соединившая острова, железная дорога и электростанция - это уже 19 век.

А Филиппом устроенное экологическое хозяйство просуществовало в практически неизменном виде три сотни лет - и с материка везли только хлеб, воск и ткани. Всё остальное было местное... Особенно наглядно видно сие в период реставрации.

С материка теперь идёт и лес (местный сведён подчистую в эпоху лагеря, а растёт долго), и кирпич (заводик при военных был разрушен - а восстанавливать некому), и даже мясо-рыба (местный промысел опять сильно зависит от погоды). Hа наш-то век солярки хватит, а вот что дальше будет? Hе знаю...

Вот собственно, и вторая моя мысль прозвучала - остров был образцом
рационального хозяйства (а не просто нынешняя красивая картинка, поддерживаемая титаническими усилиями - в общем-то, приезжих). И, на мой взгляд, реставрационной политике музея сейчас не хватает именно этой составляющей. Работающей гидроэлектростанции, функционирующих садков... Да и прочие детали хозяйства, хоть и используются - но (как дороги, например) тоже "без глаза". Что и обидно...

Засим прерываюсь. Если кого впрямь заинтересовал - приезжайте, посмотрите на это место сами. Оно того стоит. Лучше - в период с примерно 10 июня по 10 августа. Лето, солнце. Лучше - самостоятельно, ну или "программой номер 5" Архангельской - все остальные программы какие-то странные. У входа в музей продаются книжки. Советую взять музейные издания - цена невелика, а сведений много... Здесь недавно вышло очередное издание - красочный альбом фотографий. Просто фотографии.


2003 год, "планы".

По деньгам пока всё предварительно, поскольку сезон ещё не начался, цифры прошлогодние: транспорт до острова стоит от 80 до 350 с носа (такой разброс, зависит от типа катера и загрузки), проживание от 40 до 200 с носа в сутки (есть ещё возможность получить бумажку в лесничестве и пожить в палатке), экскурсии от 40 (вход в Кремль) до 900 (Анзер) с носа; питание в гостиннице примерно 250 в сутки ну или можно всякими полуфабрикатами перебиваться, цены в магазинах - примерно как в Москве). Естественно, всё в рублях и никакого обмена валют на острове нету.

По поводу "что будет". Точно будет три возможности: походить по кремлю и вокруг, пойти на Секирную гору и пойти на Муксалминскую дамбу. Поход по озёрам и каналам на лодках и морские экскурсии на Заяцкие и Анзер - зависят от денег, в первую очередь: экскурсия стоит 300-600-900 с носа, но не менее 10 человек. В любом случае, даже просто по берегу у посёлка, к садкам, по кремлю и на Секирную - два дня минимум, а лучше бы и три.

О погоде. Будет весна - т.е. возможно всё, от жаркого солнца до пролетающих хлопьев снега: в любом случае, в море не выше +8, поэтому без куртки холодновато - ветер. Белые ночи - самые натуральные, солнце заходит после 12 и встаёт до 4 утра.

2003 год, "что вышло".

Пожалуй, так. Из туристического маршрута "С-К-В" (Соловки-Кижи-Валаам) по-прежнему рекомендую Соловки (нынче побывали и на Валааме, крепкое хозяйство, интересная природа, но... не хватает чего-то). Hынче там назрели перемены.

Строятся аж целых три гостинницы, раз в сутки регулярно (с мая по сентябрь включительно) ходит 100-местный теплоходик в Кемь и обратно (из Кеми в 8-00, с острова в 17-30, в пути 3 с половиной часа, так что можно даже и на один день ехать) - это помимо всегдашних частников и монастырского собственного теплоходика. В Кеми на причале есть гостинница для туристов и странноприимный дом для паломников (на Троицу - 15 июня - приезжало довольно много народу). В Архангелск (Талаги) и Петрозаводск по средам и субботам летает регулярный АH-24. Билет морем стоит 250 рублей (у частников так же, если кворум наберётся), воздухом - 1500. Место в гостиннице от 300 рублей в сутки.

По-прежнему можно заплатить какую-то смешную сумму в лесничестве и встать палаткой на берегу моря или в специально отведённом месте. Музей продолжает реставрацию (что неплохо), теперь уже Спасо-Преображенский собор закончен, и руки дошли до Зосимо-Савватиевского. Всякие входы-выходы в экспозиции и на галереи теперь не закрываются, по Кремлю можно бродить где угодно (вход -70 рублей с человека). То же относится к лодочной станции - теперь не обязательно примазываться к экскурсии (200 рублей с человека), достаточно просто заплатить (75 рублей в час) - и катайся на лодках, где и когда хочется.

Hа Анзер или Заяцкий остров по-прежнему нужен билет, и цена по-прежнему непропорциональная (Заяцкий - 400 рублей с человека за полуторачасовую прогулку по мосткам и осмотр трёх "лабиринтов") - но можно договориться с местными, катер 600 и 100 на месте - ходим, смотрим.

Hа Анзер я даже и времени тратить опять не стал (и никому не советую), а вот Заяцкий посмотреть и быстро, и интересно.

Если не задаваться целью ходить в дальние походы, уложиться можно в два неполных дня. Если время есть - три полных.

Hа 12 июня, кстати, был аншлаг - все гостинницы были забиты до отказу, мы с трудом пристроились в частном доме (помогла дежурный администратор г-цы "Приют" - кстати, администраторы остальных гостинниц не местные и помочь не могут).

2003 год, фотографии.

http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20040/10.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20040/26.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20040/36.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20060/15.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20060/32.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20080/28.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20080/02.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20080/15.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20080/30.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20080/43.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20100/14.html
http://kiv.pp.ru/kiv.photos/10800/20100/27.html

Некоторые замечания.

Гостинниц на островах должно было ещё прибавиться. Но начинать их обход советую с самых "ближних": "Соло", к западу от Кремля, "Приют", к югу и гостинницы музея, прямо в здании турбюро над пристанью в горку.

Ехать таки лучше через Кемь, там прямо на пристани есть гостинница "Причал" (тех же людей, чей и теплоходик на острова ходит) и дом для религиозных паломников. Телефон я буквально только что помещял в соседней теме.[/b]
Последний раз редактировалось Илюха 12 май 2004 09:45, всего редактировалось 1 раз.
/kiv

Аватара пользователя
oyster
Устрица
Сообщения: 10205
Зарегистрирован: 17 мар 2004 18:34
Авторитет: 4.16

Сообщение oyster » 12 май 2004 09:42

Ндаа:))))))))))0
Просто бурные и продолжительные овации за такую подробную и продолжительную лекцию о историческом и современном месте Соловков . ))))))) Как тут писал уважаемый Левис, снимаю шляпу :wink:

Гость

Сообщение Гость » 12 май 2004 11:54

Солидный отчет !!! Я там бывал года три тому назад и заехать туда была очень большая проблема. Очень радует что додумались регулярное сообщение. Правда, насколько я понял основная часть туристов - " организованные" группы. А еще пробегала где-то инфа, что чуть ли не из Питера и Москвы летают самолеты, но билеты стоят порядка 300 у.е в один конец. За достоверность этой информации ручаться не буду. А место действительно сказочное.

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Сообщение Илюха » 12 май 2004 13:57

Anonymous писал(а):Я там бывал года три тому назад и заехать туда была очень большая проблема.


Хм. Года три тому, - это уже практически не проблема. Вот лет 20 тому, - это да. Пограничники прямо на теплоходе в Архангельске проверяли документы.
Правда, насколько я понял основная часть туристов - " организованные" группы.


Соотношение "организованные туристы":"дикари", - примерно 2:1. Но, конечно, организованные группы занимают места в гостинницах в первую очередь. Это удобно администрации гостинниц, и тут не надо плакать или смеяться.
А еще пробегала где-то инфа, что чуть ли не из Питера и Москвы летают самолеты, но билеты стоят порядка 300 у.е в один конец. За достоверность этой информации ручаться не буду.
На www.solovki.ru как раз в числе прочего располагается описание-расписание чартеров из Архангельска, билеты на которые можно покупать в Москве и Питере.

С другой стороны, мне совершенно неясна необходимость лететь самолётом, чтобы потом ходить пешком. Лучше, - до Кеми (точнее, Рабочеостровска), там по главной дороге до причала, 4 часа на теплоходике и - вуаля. Кстати, пейзажи в Кемской волости тоже вполне интересные: только вот незадача, - на обратном пути кончились плёнка, бензин и терпение. А то бы были и оттуда фотографии.
/kiv

Аватара пользователя
Blacky
Суровый Брутальный Ёж
Сообщения: 7922
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:25
Откуда: Москва
Авторитет: 3.56
Контактная информация:

Re: Соловки

Сообщение Blacky » 12 май 2004 17:06

Левис писал(а):Для начала поздравлю вас, ребята :) Ваш сайт уже заметили и даже просят не давать на него ссылку :) Не подумайте чего плохого - человек просто искал информацию по Соловкам, а у вас ее мало - уже успел все прочитать.
Ты про сообщение на авто.ру? Да, действително, у нас очень мало, т.к. про самый первый наш поход я не написала отчет, а все остальные походы уже не были диковинкой, воспринимались как обычное, соответственно в отчеты писать было нечего. А сухой осадок, как правило, мало кого интересует.

Также, плохо, что мы еще не доделали функционал Проложи маршрут - тогда бы было более наглядно какие города можно встретить по дороге в том или ином направлении, соответственно скорректировать свое путешествие.

Из последней поездки:
1. Гостиница Которосль - отстой.
2. В Ярославле есть что посмотреть :)
3. В Кириллов стоит заезжать при любой возможности - очень хорошее место.
4. Гостиница в Медвежьегорске - ужас. Но, как оказалось, теперь там есть приличные коттеджи.
5. В Кеми наладилось сообщение с Соловками, работа по окультуриванию туризма идет семимильными шагами. Гостиница Причал - хорошо и добротно.
6. На Соловках плохо с едой, легко можно пролететь мимо гостиницы, но всегда можно поселиться в частном секторе.
7. На Соловках хорошо в плане единения с природой и каким-то лепотным духом. Чем больше будет туристов, тем лучше будет быт, но может испариться очарование местом.
8. На Соловках теперь есть прокат горных велосипедов, но ездить на них далеко затруднительно - болота.
9. Экскурсии на Соловках дороги. Лучше примыкать к туристическим группам, но тогда см. п. 7
10. От Кеми до Петрозаводска можно долететь за один день, но я очень не люблю Петрозаводск - так исторически сложилось.
11. Как говорил Илюха - если выбирать между Соловками, Кижами и Валаамом, то... - 1. Соловки, 2. Валаам, 3. Кижи (и то, только один раз для общего развития)

Ну, пока все :) Как всегда в "телеграфном" стиле :)
Не ждать трудностей от природы, создать их своими руками - наша задача!

Аватара пользователя
oyster
Устрица
Сообщения: 10205
Зарегистрирован: 17 мар 2004 18:34
Авторитет: 4.16

Сообщение oyster » 12 май 2004 17:08

Уж не знаю, что там было много лет тому назад и в советское время , но если вспонить первую попытку проникновения- так лучше и не вспоминать:) :lol: :lol: :lol:
Трудно торговаться, когда в ходу не деньги и даже не водка :)
Соляра- форева :)))))))))) Кажись как раз года 4 или 5 тому назад другой валюты на острове не было:) Ну откуда спрашивается бедному путешейственнику взять бадью соляры?:) :lol: :lol:

Гость

Сообщение Гость » 12 май 2004 17:33

Согласен насчет самолета. А еще там какой-то кажется круизный страндарный маршрут пролегает. С заездом еще на всякие там Кижи.
Насчет соляры - мне все за деньги вроде удавалось раздобыть.

Аватара пользователя
Blacky
Суровый Брутальный Ёж
Сообщения: 7922
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:25
Откуда: Москва
Авторитет: 3.56
Контактная информация:

Сообщение Blacky » 12 май 2004 17:43

Anonymous писал(а): А еще там какой-то кажется круизный страндарный маршрут пролегает. С заездом еще на всякие там Кижи.
Там - это где? Если в Белом море, то Кижи оттуда очень далеко :lol:
Не ждать трудностей от природы, создать их своими руками - наша задача!

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Сообщение Илюха » 13 май 2004 09:40

Blacky писал(а): Там - это где? Если в Белом море, то Кижи оттуда очень далеко :lol:
Ха. Ничуть. Прямым курсом по ББК (беломорско-балтийскому каналу). Другое дело, что круиз идёт обычным теплоходом, - очень долго, соответственно, дорого и редко. Самодеятельные тургруппы тоже чаще всего ездят не "просто на Соловки", но каким-нибудь "туром по святым местам", ой... лучше не буду...
/kiv

Левис
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 18 мар 2004 17:54
Откуда: Москва
Авторитет: 2.22

Сообщение Левис » 14 май 2004 08:19

Нда, я тоже про ББК не подумал. И что? Правда круизные теплоходы ходят? Интересно, сколько времени.

А по поводу соляры - у меня знакомые по Белому морю на катамаранах ходили - экстрим еще тот. Водичка, поди, прохладненькая?

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Re: Соловки

Сообщение Илюха » 15 май 2004 10:40

Blacky писал(а): 8. На Соловках теперь есть прокат горных велосипедов, но ездить на них далеко затруднительно - болота.
Точнее, так. Есть прокат обычных велосипедов, при той гостиннице, что стоит у кирпичного завода: просто оттуда до посёлка километра 2. Цены приемлемые, но велосипеды не ахти.

Есть прокат "горных" китайских велосипедов прямо на площадке за музеем. Цены, конечно, грабительские. Но зато есть возможность смотаться на Секирную гору за разумное время и с не очень большим геморроем. До Секирной дорога вполне приличная. Вполне вероятно, что и на Реболду дорога тоже хороша: не проверял, но туда ходит автотранспорт, так что должно быть неплохо. Сама Реболда ничем не примечательна, но вот по дороге, как раз Долгая Губа. Просто походить по бережку, подумать о вечном.

Экскурсоводы почему-то говорят, будто на велосипедах можно доехать до Муксалмы. Вот этому верить не надо: дорога там непроезжая, идти надо в непромокаемой обуви с посохом (шестом), дабы заболоченные участки проходились полегче. Ну а мы "прокатились", велосипеды большую часть пути тащили на себе.
Blacky писал(а): 9. Экскурсии на Соловках дороги. Лучше примыкать к туристическим группам, но тогда см. п. 7
Тургруппы формируются загодя, то есть - минимум за день, в помещении турбюро. Там же примут деньги, выпишут квитанцию и впишут в список для экскурсовода.
/kiv

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Re: Соловки

Сообщение Илюха » 15 май 2004 12:09

Левис писал(а): Не подумайте чего плохого - человек просто искал информацию по Соловкам, а у вас ее мало
О. Меня, наконец-то ткнули носом и я выяснил, что ему нужна была информация не "по Соловкам", а "автотур по Северу". Ну так это совсем иное дело.

Итак, из двух моих поездок сложилось вполне определённое мнение. "Туда" - по Вологодской области. "Обратно" - по Карелии и Ленинградской области. Оба озера, - и Онежское, и Ладожское обходить с запада. Теперь, - комметарии и обоснования.

Во-первых, "Был на Онеге и не был в Кижах", - это преступление. В Кижи нельзя попасть день-в-день. Поэтому, в Петрозаводске надо либо ночевать, либо проезжать его дважды в двух разных направлениях. Я выбираю второе. Не нравится мне Петрозаводск, очень активно не нравится...

Итак. День первый.

Ростов-Ярославль. В принципе, мне больше нравится Ростов. Но ежели приелось, - тогда каких-то 70 км на северо-восток, и уже на Волге.

Ночевать в Вологде. Гостинница, "Спасская" называется. Вполне профессиональное место. Показатель (один из) по прибытии во втором часу ночи удалось поужинать в ресторане при гостиннице. Никаких подмосковных выгибонов "у нас так не принято" и т.п. Хотя, чисто формально - имели право, ресторан в 12 закрывается.

Очень чистый, опрятный город. Красивые домики. Приятный вид с колокольни...

Далее, - Кириллов. Во-первых, кирилло-белозерский монастырь. Во-вторых, Ферапонтов. Посмотрели: и в путь, дорога до Вытегры уже и пока очень хорошая.

Ночёвка в Вытегре. Гостинница маленькая, пустая, но чистая. И очень дешёвая. На горке, - краеведческий музей, под горкою, - мостик через реку. Чисто, приятно. Место, - туристами практически необкатанное. Как, собственно и Пудож, в котором, по сказкам, есть что поглядеть: да только как его (что смотреть) там найти, ежели "дорогу прямоезжую" до него современные Ильи Муромцы проложили аккурат в прошлом только году. Поэтому ехать стоит не по ней (толку то пилить 300 км по трассе без единой зацепки взору, даже озера не видать), а вовсе по не очень хорошей (отсыпана щебёнкой и песком по бревенчатым гатям) дороге на "Подпорожье", впрочем до Подпорожья ехать не надо, а надо зарулить в Вознесенье и на пароме переправиться через Свирь. Тут паром (в отличие от Белоозера, в которое заезжать смысла не вижу) для автомобилей уже платный. Недорого, конечно, но всё же. Правда, сие не гарантия скорости: ожидать его можно и час, и два (если в обед), и всю ночь (паром только днём ходит). За паромом вскорости уже и асфальт начинается.

Обязательно стоит заглянуть в Шелтозерский музей, это прямо по дороге на Петрозаводск. Вообще, не забывать оглядывать окрестности. В Петрозаводске, - купить билет на "ракету" в Кижи, и - быстро-быстро пилить на Кемь (Рабочеостровск), в "Причал", на очередную ночёвку.

С утра, - на Соловки, там дня 2-3 покантоваться. Отоспаться, если получится.

По возвращении, - опять ночь в "Причале", и на Петрозаводск. Не забыть заехать в "Кивач", да не опоздать на "Ракету" в Кижи.

Оттуда, по возвращенни, рвануть в Сортавалу. Заночевать. С утра, - на Валаам. Походить по острову, полазать по гранитным скалам, просто посидеть на берегу. Если не хочется на Валаам - шут с ним, просто по сортавальскому берегу побродить. Впечатления те же, в общем, останутся.

Можно договориться на следующую ночь - съездить на турбазу Янисъярви, рыбку половить, в бане попариться. Ощутить, в общем, себя настоящим финном. Для каковых все бары в городе открыты с 11 до 5 утра, а в обязательном меню - водка разная, пиво "лапин культа" и фисташки. В итоге, отойти немного от святости и просветления. Не вышло в Янисъярви, - не беда, просто вблизи Рускеала посидеть у водопада, подумать о вечном.

Утром, - курсом на Лахденпохья - Куркиёки - Приозёрск. Не забудьте смотреть в оба по сторонам (дорога благоприятствует, опять щебёнка с песком), таких пейзажей больше по всей стране не сыскать. Просто ах, и замираешь в немом восторге.

В Приозёрске - осмотреть крепость, реку Вуоксу, можно на лодочке по озеру покататься (только без топографической карты лучше далеко не отплывать, кругом заливчики-проливчики-островки), и рвануть оттуда по дороне на Питер, только в середине - опять же - свернуть на Выборг. Там и заночевать.

Уф. Далее, - по обстоятельствам. Если уже укатались, да и денег не осталось - пилить в Москву, с обязательной остановкой в Великом Новгороде. Иначе, - через Копорье на Псков. А то можно и просто по окрестностям Питера покататься. Гатчина, Царское Село...
/kiv

Левис
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 18 мар 2004 17:54
Откуда: Москва
Авторитет: 2.22

Сообщение Левис » 17 май 2004 15:39

Как-то это у вас галопом по европам получается. Что, неужели за один день можно из Кеми - и Кивач посмотреть, и в Кижи успеть?

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Сообщение Илюха » 17 май 2004 16:55

Левис писал(а):Как-то это у вас галопом по европам получается. Что, неужели за один день можно из Кеми - и Кивач посмотреть, и в Кижи успеть?
Ну... То есть, может, и впрямь галопом. Но. Ракета в Кижи идёт, вроде, в 6 вечера. Если выехать из Кеми в 8 утра, то вполне реально пройтись по Кивачу...
/kiv

Аватара пользователя
Blacky
Суровый Брутальный Ёж
Сообщения: 7922
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:25
Откуда: Москва
Авторитет: 3.56
Контактная информация:

Сообщение Blacky » 18 май 2004 08:33

Действительно, ничего сложного - от Кеми до Петрозаводска около 400 км и достаточно хорошая трасса.
Не ждать трудностей от природы, создать их своими руками - наша задача!

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Сообщение Илюха » 18 май 2004 14:03

Blacky писал(а):достаточно хорошая трасса.
Это я так понял, шутка юмора. Не припоминаете, какая там трасса? Эта та самая, гле в ямы на асфальте укладывали небитые кирпичи. После вылета оных кирпичей из ям под действием проезжающих фур, образуется трасса для слалома. Итог - минус два колеса.
/kiv

Аватара пользователя
Blacky
Суровый Брутальный Ёж
Сообщения: 7922
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:25
Откуда: Москва
Авторитет: 3.56
Контактная информация:

Сообщение Blacky » 18 май 2004 14:24

Ну, по сравнению с Вытегорской - просто колохоз-светлый путь, на самом деле. Тут мы хоть 100-140 летели, а там - 40 в час.
Не ждать трудностей от природы, создать их своими руками - наша задача!

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Долгая дорога нетуда блин...

Сообщение Илюха » 27 ноя 2007 09:57

Помнится, я любил приводить совместное хозяйствование соловецкого музея-заповедника и соловецкого же монастыря в пример "как может церковь уживаться со светским учреждением". Видимо, не может.
Не живётся московской патриархии в мире с иными культурными учреждениями. Ну, скатертью, как говорится, дорога. А я останусь: мне, как вижу, с патриархом не по пути.
См, собственно, http://autotravel.org.ru/index.php?id=1258
/kiv

Аватара пользователя
Ivan
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 ноя 2007 12:10
Откуда: Солнечногорск Моск. обл.
Авторитет: 2.02

Сообщение Ivan » 27 ноя 2007 18:30

Подскажите пожалуйста, знающие люди, что ещё кроме кремля на Соловках стоит посетить? Ну то что Заяцкий остров это само-собой ( и соответственно в связи с этим вопрос: как можно до него добраться - есть ли регулярное сообщение, или может местные перевозят?). Стоит ли посещать Секирную гору и на чём туда можно добраться, или только пешком? Деревни Савватьево и Исаково: если там что посмотреть? Остров Анзерский с горой Голгофой и как туда можно добраться? Дамба и соответственно о. Большая Муксалма: стоит ли туда идти или ехать, и если ехать то на чём?

Аватара пользователя
Знайка
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 25 авг 2005 14:45
Откуда: г. Москва
Авторитет: 2.88

Сообщение Знайка » 27 ноя 2007 22:43

Смотрите отчеты, там все написано. На мой взгляд, на Соловках надо смотреть все. До дамбы добираются или пешком или на велосипеде. На Секирную гору кроме первых двух способов можно и на экскурсионном автобусе. Но Заяцкий пускают только с экскурсией.
Еще неплохо проплыть на лодке по каналам.
Бог смотрит на тебя! Постарайся, чтобы ему было интересно.

Аватара пользователя
Sunny fox
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 5322
Зарегистрирован: 23 авг 2005 16:17
Откуда: Москва
Авторитет: 3.58

Сообщение Sunny fox » 28 ноя 2007 10:08

На Б.Муксалму еще возят на катере, есть у них там (в экскурсионном бюро) какая-то комбинированная экскурсия.
На Анзер пускают тоже только с экскурсией и, в основном, паломников.
Отчеты о поездках на Соловки можно найти здесь. Описание достопримечательностей (с фотографиями) - здесь.
Очень рекомендую почитать отчеты Чернушки, Илюхи и Алексея. :)

Аватара пользователя
Илюха
SUNтехник
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: 17 мар 2004 17:44
Откуда: Балашиха
Авторитет: 3.63
Контактная информация:

Сообщение Илюха » 30 ноя 2007 10:27

Ivan писал(а):Подскажите пожалуйста, знающие люди, что ещё кроме кремля на Соловках стоит посетить? Ну то что Заяцкий остров это само-собой ( и соответственно в связи с этим вопрос: как можно до него добраться - есть ли регулярное сообщение, или может местные перевозят?). Стоит ли посещать Секирную гору и на чём туда можно добраться, или только пешком? Деревни Савватьево и Исаково: если там что посмотреть? Остров Анзерский с горой Голгофой и как туда можно добраться? Дамба и соответственно о. Большая Муксалма: стоит ли туда идти или ехать, и если ехать то на чём?
Заяцкий (точнее, большой заяцкий). Сообщение - регулярнее некуда - на острове есть сторожка, в сторожке сидит сотрудник музея и шугает самодеятельных туристов. Заодно, как я понимаю, собирает мусор после несамодеятельных. Экскурсии на катере организует музей за совершенно фантастические суммы. Примерно в одну треть этой суммы можно договориться с местными на приехать, но сторожа придётся уговаривать.
Анзер, как по мне - только для религиозного туризма. В заповедную часть к оленям всё равно и не пустят, и времени не будет сходить. В конце 1980-х там было интересно то, что постройки стояли монастырские, не изгаженные лагерем. Правда, изрядно разрушившиеся. Вот, например, пол, собранный из плах, на шипах без единого гвоздя, помню. Думаю, это всё уже в прошлом.
Муксалминскую дамбу надо видеть. Просто надо и всё. Как и церковь-маяк на Секирной, и крест внизу под горой, с северной стороны.
Савватьево и Исаково. Амбары каменные, прямо рядом с кремлём ничуть не хуже. Просто в качестве пройтись по лесным тропинкам и покормить собою насекомых. И то, как по мне, так на филипповские садки или переговорный камень - природа посимпатичнее. И вообще, если упираться на виды и природу, то в ботанический сад. Оттуда и вид на кремль интересный, с горки...
/kiv

Аватара пользователя
Ivan
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 ноя 2007 12:10
Откуда: Солнечногорск Моск. обл.
Авторитет: 2.02

Сообщение Ivan » 30 ноя 2007 10:43

Илюха писал(а): Заяцкий (точнее, большой заяцкий). Сообщение - регулярнее некуда - на острове есть сторожка, в сторожке сидит сотрудник музея и шугает самодеятельных туристов. Заодно, как я понимаю, собирает мусор после несамодеятельных. Экскурсии на катере организует музей за совершенно фантастические суммы. Примерно в одну треть этой суммы можно договориться с местными на приехать, но сторожа придётся уговаривать.
А если договориться с местными чтобы они доставили на Больш. Заяцкий остров с какой-нибудь другой стороны, противоположенной сторожке? Или это невозможно: остров просматривается сторожем отовсюду?
А сколько стоит организованная экскурсия на Заяцкий?

Ответить