21 день – Ак-Байтал 4655м и перевалы Памирского тракта.
Записки на манжетах.
От Мургаба до перевала Ак-Байтал (4 655м н.у.м.) ведёт относительно не плохой асфальт.
Если не обращать внимания на детали.
Щербатый и морщинистый как моя жизнь.
Высота набирается медленно, поэтому изменений настроения и состояния организма не ощущаем.
Особой красоты перевала не обнаружили.
Есть традиционная змейка (с обеих сторон), снежные шапки вершин, убогие и порыжевшие долины с выгоревшей редкой травой.
Прошлогодней.
Новая ещё не пробивается
И ещё хомяки или суслики.
Как объект для селфи в неглиже - малопригодные - ибо совсем одичали.
Для фотосессии сгодятся, но пугливые.
Птиц нет.
Никаких.
Всё.
Сейчас свалились с перевала и пытаемся ковылять дальше.
Именно ковылять.
Потому, что ехать по этой стиральной доске невозможно.
Можно или лететь – тапку до полика, слегка за сотню.
Или ковылять от трёх до десяти км/час.
Ковыляем.
Пишу «осчучения и мысли».
Одна рука барабанит по клавишам, другая пытается рулить.
Один глаз косит на монитор, другой шляется по орбите в поисках не очень трясущейся гребёнки.
И то и другое получается «не очень».
Есть съезды (объезды) по каменистой степи с булдыганами.
Короткие и длинные.
С хрустящим (днищем пепелаца о камни) направлениями.
Пару раз пытались съехать.
Но снова вылазим на бугристую трясучку и продолжаем ковылять.
Чувствую, что закончу писанИну и придется рысачить по объездным в поисках «лучшей доли».
Солнца много, даже очень много, через чур много.
За бортом +5, в машине жарко, на дороге прохладно.
Если напялить штаны и куртку - вполне съедобно, но ветренно.
Мою ненаглядную трясучка уколыхала и она мирно посапывает периодически потирая виски.
Башка раскалывается и трещит.
Трещит – не то слово.
Гудит и громыхает.
У обеих.
Всё-таки высота почти четыре с половиной километра, хотя как бы спускаемся и уже меньше.
Моя пассия измерила себе а.д.
Грустно – 145/83.
Обычно – 90/60.
В мирской жизни (на Сахалине), если «накачаться» кофиём или чаем можно поднять и до 105/70.
Но это бывает редко.
Она гипотоник и такие значения (145/83) для неё верный признак гипертонического криза.
В условиях высокогорья довольно опасно.
У меня – наоборот – повышенное.
При 150/100 плохо видно дорогу.
При значениях в обычной квартирной жизни, если выше 160/100 - компьютером не пользуюсь – всё равно всё как в тумане.
Первый признак, что «нужно что-то делать»
Сейчас и мне грустно – 198/118, но ещё не смертельно, всё таки большая высота н.у.м.
И букавки вижу, хотя и расплывчатые.
Разломил напополам таблетку Капотена (гипотензивный препарат).
Одну половинку себе, другую Наташе.
К сему добавил Спазган, Найз, Цитрамон и две таблетки Панангина (судорги уже достали).
Наташа добавила себе только Цитрамон и Найз.
Мальца покемарила, говорит, что стало лучше.
Великие гуру реанимации, скорой помощи и доморощенные лекари – не ругайтесь.
Не метайте громы с молниями и оставьте помидоры для салата на закуску.
Как могу – так и привожу себя в порядок.
Форсмажор.
Спустя пару десятков минут у Наташи 123/77, у меня 169/103.
Вроде бы полегчало.
Прошу не воспринимать эти записки как руководство к действию или лечения «горняшки».
Ни к чему.
Просто описываю «осчучения»
Сейчас перекурим и поковыляем дальше.
С поисками объездов трясучки.
Ибо впереди ещё один перевальчик, чутка пониже пройденного, и ещё больше 400км до киргизского Оша по высокогорью.
Спасибо Всевышнему, погода шепчет, ясно и нет дождика…
Продолжение маршрута.
Стартуем из г.Мургаб в г.Ош - это «всего лишь» 417км.
В Мургабе у нас была «холодная» ночёвка.
Мы остановились прямо на трассе, покемарили.
38.184975, 73.980240
Указаны координаты АЗС в Мургабе.
На рассвете снимали бегающих утром местных спортсменов.
И местных «водовозов».
Водопровода в селении нет, воду берут со скважины.
Вручную носят…
Колоритно и фактурно.
Прям как специально - для журнала «Сельская жизнь» (где мои семнадцать лет???)
Мужчины попроще, открытые и добродушные.
Женщины предпочитают «лицо не афишировать».
Позже одна из них – Ханыма, сама подойдёт к нашей машине и…
пригласит на чай.
Лицо не прятала от объектива.
Объяснила, что просто слишком ветрено.
Современная, стильная, работает в местной СЭС.
Не стал рисковать, оставляя машину без присмотра.
Да и лениво покидать тёплую кабину.
Строчил заметки.
Цена местного топлива для машин не обрадовала.
Дизель 6,50 сомони/литр х 8,3 = 54 руб.
Бензин Аи-92 6,6 сомони = почти 55 руб.
Наташа сходила, разжилась кипятком для чая (самим было лень заморачиваться да и муторно кипятить воду на такой (почти 4км) высоте.
Обстановка в доме из угрюмых совковых шестидесятых, скромная.
Даже очень.
Двинулись к таможне.
У нас по графику до Оша больше 400 км высокорья и два таможенных перехода.
Самых «диких» (в смысле - малопосещаемых) и самых высокогорных.
Вот и первая засада о которой предупреждали накануне.
Судя по вывороченным камням и железобетону стихия здесь поупражнялась славненько.
Попадись мы в дождь и застряли бы на долго.
Глина и камни, высокогорье.
Обрывы промоин больше 2-3метров (не замерял)
Спустя час - перевал Ак-Байтал (высота 4655 метров)
38.560860, 73.601811
Координаты указательного щита и точка съёмки
Температура упала до +4.
Наконец-то дождались встречи с сусликами.
Шустрые, любопытные, вальяжные.
Снимал прямо с машины.
Каждое лишнее движение отдает гулкими ударами в виски и… одышка.
При спуске с перевала ширина полосы до границы с Китаем - всего метров 100.
После перевала километров через 10 появились строение и руины.
Местные называют ее Николаевская таможня.
Царская, построена русскими ещё до революции.
Сделали несколько кадров.
После руин началась более или менее приличная дорога.
Обрадовались.
Разогнались до предельно допустимых
80 км\час
По правилам ПДД Тоджикистона и… поймали амурские волны.
Две подряд.
Не хилие такие.
На первом трамплине шмурдяк из багажника подпрыгнул
А на втором начал с грохотом перемещаться в сторону лобового стекла.
Внимание!
Даже если у вас есть защитная сетка, ограждающая салон водителя и штурмана от спальных мест - будьте внимательны.
Предупреждающих знаков («две сиськи» - волнистая дорога) на этой трассе - не густо.
А раздолбанного асфальта с колдобинами и волнами - как у черта махорки.
Всю дорогу от перевала (по правую руку) идет КСП (контрольно следовая полоса), периодически приближаясь и удаляясь от дороги.
Иногда встречаются «ворота в рай».
Или просто дырки, с оборванной колючкой (колючей проволокой).
Впереди и слева показалось заснеженное озеро, на фоне гор с ледниками и красивых фактурных облаков.
Кишлак (село) Каракуз.
И бывшая погранзастава.
39.010350, 73.559423
На картах гуглей и яндыксов озеро, нас.пункт и застава обозначено латиницей Karakul
Добротная, с многоэтажными ДОСами (дома офицерского состава) и казармами, традиционной вышкой.
Как в кино про пограничников.
В полноценных руинах, с заложенными кирпичами окнами.
Русские войска ушли, начался полный упадок.
Прошмыгнул встречный джип – первый за сегодняшний день.
Грустно.
Недалеко от деревни расположено озеро Караколь.
Оно соленое и безрыбное.
Ещё скованное панцырем льда.
В составе соли есть 0,007% золота.
Захотели покушать.
Местную столовую сразу не нашли.
Подъехали к зданию где стояли люди.
Это оказался избирательный участок (в этот день проходили выборы).
Когда познакомились - один из мужчин (Хаджатов Анвар-бэк Мамат Назарович) проявил к нашей машине особый интерес.
И не случайно.
Служил на Сахалине с 1973 по 1975год в Хомутово, танковый полк.
Спрашивал, есть ли еще портовая жизнь в Корсакове и Холмске, передавал сахалинцам привет.
Узнал на наклейке, подаренной нами - символ Сахалина «Три брата».
Сейчас он на пенсии. Ему 64 года.
В прошлом учитель русского языка и литературы.
На дороге поговорили с киргизом.
Турсун-заде Парманов, 61 год.
Он на пенсии, получает её с 53-х лет.
По профессии ветеринар.
Сейчас занимается частной практикой.
У людей, которые живут в высокогорье, правое легкое больше чем левое (почему-то он посчитал, что эта инфа для нас должна быть очень ценной).
Рассказал, что не давно бегал на охоту на местный шеститысячник.
Управился до обеда – зато к ужину было птичье мясо (что-то похожее на индейку, название не запомнил).
В столовой покушали на 70+50 сомони = 996 руб.
Что-то среднее между лагманом, шурпой и жаркое с мясом.
Купили носки 500сомони.
В 14-00 померяли давление.
У Наташи - 124\76, у меня - 170\108
Дерябнули кофия.
Жизнь налаживается.
Полагаю, что это уже граница Мургабского района и Таджикистана.
Типичные картины Памирского тракта в солнечную погоду.
Нам в первой половине дня жутко повезло с солнцем.
Не всегда такое бывает.
Иногда и завируха может накрыть снежной пеленой.
Высота.
Памир.
Погран застава или погранпереход
39.221991, 73.430452
Прошли в 15-21 (по местному) или 186,6км от точки утреннего старта в Мургабе.
Ничего не снимали.
Средняя скорость чуть больше двадцати км/час (с остановками на съёмки и обед)
Несколько вагончиков с буржуйками и строящиеся здания.
Работа – ни шатко, ни валко.
Так и не удалось выяснить – круглосуточная или работает только днём.
С русским теперь здесь проблемы и не каждый день бывают сотрудники знающие русский.
Обычное таджикское доброжелательное и уважительное отношение.
И подаренная таможенниками бутылка воды.
Спасибо, такой жест к простым путешественникам достоин уважения!
Сотрудник наркоконтроля МВД Таджикистана поначалу выразил «рвущееся желание» сделать «полный шмон» пепелаца.
Поговорили, задарили визитку и стикеры-самоклейки, магнитики с видами Сахалина.
Мелочь – а приятно.
Нам особенно.
После фразы – брат, у нас на маршруте десять!!! погранпереходов через таможни (и круглые как у Шрека глаза) – неуж-то я стал бы рисковать?
Подобрел, заулыбался, расшаркался.
Отпустил с миром, без досмотра.
Слово «брат» здесь – почти как пропуск.
На всё про всё ушло десяток минут, максимум четверть часа.
Граница открыта.
Почему-то вспомнились «жуткие рассказы» путешественников про «полную задницу» на таджикской таможне.
Улыбнуло.
Будьте проще.
И к вам потянутся.
Не только бомжи и наркоконтроль.
Сразу за погранпереходом - перевал Кизил-Арт - 4282 м и довольно впечатляющий глиняный спуск в… дождик.
При подъёме на летней резине!!! могут быть очень острые «осЧуЧения».
По «закону Мерфи» (про бутерброд) мы их хватанули «через край» на спуске.
Как раз начался дождик, сопровождавший нас все 20км!!! нейтральной полосы до киргизской таможни.
Может даже и больше, все сорок километров дождя.
Запомнился этот перевал теперь уже хлипкими совковыми зданиями бывшей погранзаставы.
И, ну очень оригинальным, клозетом для экстрИмалов (над пропастью).
Со стальным тросиком к бетонному ДОТу.
ДОТ прочно удерживает хибарку - строился ещё в СССР.
По дороге с погранзаставы встретили немцев-путешественников.
На крутом подъёме.
Ингрид и Херберд Фюст, едут на машине.
А их сын Клаус впереди на мотоцикле Хонда.
Приличная тачила, экспедиционник, «Альпина», даже позавидовал.
Рации у них похоже не было.
Херберт долго «мигал фарами».
Видать из бывших «морских», знает не только азбуку Морзе…
Пришлось попросить проезжающих мимо голландцев!!!
Догнать мотоциклиста и остановить его.
И таки догнали.
Карл, голладцы в Таджикистане на задроченой «НИВЕ».
С киргизскими номерами и без местного гида-водителя.
Втроём.
Оптимисты.
Всё просто.
Как у себя дома, в квартале «красных фонарей».
Вышли прогуляться за «косяком», что бы «дунуть»…
Жизнерадостные такие, весёлые, улыбчивые.
По пути из Мургаба это была третья встреченная нами машина.
За почти полный ходовой день.
Фантастика.
Проехав еще несколько километров – новая встреча.
На этот раз Томас, четвертый член немецкой экспедиции.
Тоже на «Хонде».
Пунктуально-щепетильные немцы, патриоты великой Германии и на япском мотопроме.
Карл, я в шоке!!!
Куда катится мир???
Процедура повторилась – общение, обмен визитками, стикерами и фото на память.
Квартетом планируют доехать до Омска.
В комфорте, с ночёвкой на «мерсе-экспедиционнике», с тёплым клозетоми и биде с электроникой.
Дальше пожилые родители поедут в Питер и «нах хауз».
Как там у них написано в визитке, скромненько так:
www.fuess-mobile.de
Home N 48*6.2 – O 9*17.1
Любопытно.
Жаль, что здешний инет и дефицит времени не позволяют определить их точное ПМЖ.
А у молоднякА довольно весёленькая прогулка до…
…Магадана.
Не смейтесь.
На моциках.
Без тёплого клозета и без биде с электроникой.
Пока у меня эта точка на карте вызывает и восхищение и тревогу.
Но.
Чем чёрт не шутит, может быть и встретимся ещё.
Дорога длинная, а земля круглая…
И вот таможня Киргизии.
Е 73*16.131 № 39*30.418
2О7.4 км с момента утреннего старта, 16-00 по мск, 264 472 на одометре.
Проплата на таможне 125 сомони (экологический сбор за авто).
Местными сомАМИ мы не запаслись ещё, рублями не берут, только национальной валютой (до ближайшего «обменника» километров сто).
Договорились, что рассчитаемся валютой соседнего государства.
Карл, мы договорились!!!
На чистом русском.
Без ненормативной лексики.
В отличие от Таджикистана здесь на русском говорят почти все поголовно.
... Небольшое отступление.
В кишлаке Каракуз мы попытались потратить оставшиеся таджикские сомони.
Нам они уже были ни к чему, а с Мургаба стартовали довольно рано, не успели.
Но у них (в Каракузе) в магазине даже сигарет нет.
Про остальной «ассортимент» скромно промолчу.
Но кто пережил начало перестроечно-перестрелочных девяностых – тот меня поймёт.
А кто нет – тому и вовсе ни к чему знать это.
Про бензин АИ-95 можно даже не мечтать, хорошо, если удастся залить «восьмидесятый!» или дизтопливо.
С обычной бочки.
Двухсотлитровой.
Когда выехали на трасу и начали заправку из канистр увидели бегущего (почти рысью) нашего нового знакомого ветеринара.
Догнал, сообщил, что нам принесли шерстяные носки.
О которых мы спрашивали, обедая в столовой.
А ведь этому человеку 61 год, а бегает по высокогорью как молодой.
Пришлось вернуться и купить носки за 500сомони.
Дороговасто, но красивые…
Если бы не моя болтовня на киргизской таможне и сказки про «каторжный остров» уложились бы в пяток минут.
Прохождения погранперехода.
Евросоюз, мать его.
Долой формальности.
Даёшь свободные границы!!!
Ещё одна засада.
На нейтральной полосе.
Проехали "с ходу", без разведки, убегая от приближающейся грозы.
Километров сорок сплошного удовольствия для экстремалов.
Первый город после таможни - Сары-Таш (точнее н/п), точка на карте.
Который моя ненаглядная запомнит надолго.
Но об этом она ещё не догадывается.
Всё случится через сутки…
Офиса МегаСома – нет, АИ-95 – нет, связь на хлипкую троечку.
Но зато клёвый асфальт.
Как на Садовом, в сердце России.
С разметкой и отбойниками.
До села Гульча (где есть фирменная заправка и все прелести цивилизации) добрались довольно спОро.
Увязались за «Хондой» и висели «на хвосте» всю дорогу по серпантинам перевалов.
Игнорируя все ПДД и знаки.
Видать по всему - местные их тоже не сильно чтят и уважают.
А местным гайцам там ловить особо нечего.
За рулём оказался довольно приличный гонщик.
Знающий, что такое «настоящий рейсинг на задворках», наверное, не по наслышке.
И грамотно пользующийся стопами и поворотниками.
Предупреждая нас «аварийкой» и «поворотниками» о грозящих нам катаклизмам.
Ну так, рыбак – рыбака, видит издалека.
Замир, если ты читаешь эти строки – огромная благодарность за твой ПОСТУПОК!!!
Извини, что забыл сфотать и оторвал у тебя приличный кусок ночного времени!
Но твои слова «у нас принято помогать людям» мы с Наташей запомним на всю жизнь.
Не так часто встречается, что первый «встречный» будет колесить со случайными попутчиками по ночному посёлку.
В поискам обменника.
Пластиковые карты - «Виза», «Мастер-кард» и даже русского «Сбера», здесь (в Гульче) котируются, как у зайцев стопсигнал.
Интернет-кафе фунциклирует круглосуточно, где у Замира были знакомые.
Но рубли, как расчетная валюта, здесь нужны как медведю с лисой - шнорхель и лебедка.
И на заднице и на переднице.
А дальше у меня было состояние полной прострации.
Особенно после слов Замира:
-Я вам куплю симку с Интернетом за своИ, а вы мне как-нибудь потом закинете денежку на мой номерок.
И всё.
И никакой даже тени сомнения, что может быть по-другому.
Но апофеозом сей драмы (для нас) стала заправка «девяносто пятым» за… обычные деревянные рубли.
А сдачу нам выдали… местной валютой.
И тоже не без помощи Замира из Гульчи.
Простого парня с добрым сердцем и открытой душой!
А-у-у-У!
Россияние!
Соотечественники!
Жители страны с имперскими замашками!
А вам взбрендит когда-нибудь в голову «просто так» помочь ночью таджику-узбеку-киргизу-казаху - на просторах России?
Где вы (мы) презрительно называем их «чурбанами и чурками».
Бескорыстно помочь!
Надеясь только на честное слово.
А в здешних местах ЭТО - норма жизни.
Выживания.
Обычная практика.
ЛЮДЕЙ!
С ув. АСу, Бывший.
Город Ош, юг Киргизии.
22-05-2016.
Dum spiro, spero. Dum spero, amo. Dum amo, vivo.
Если Вас так ужасает мой пессимизм - представляю себе как бы Вас ужаснул мой оптимизм