Итак день пятый 20 июня среда.
В планах была кульминация всей экспедиции поездка Мурманск – полуостров Рыбачий. Расстояние один прыжок кошки как говорят кажется немцы 180 км. Яндекс карты утверждают, что ехать 4 часа 30 мин.... фактически ехали около 10 часов!!! Маршрут целиком
Начало от Мурманска и конец на полуострове Рыбачий.
Очень жестко, очень грандиозно, очень впечатлило. Но забегая вперед скажу что хорошенько подумайте нужно ли именно Вам лично ехать самим или купить путевку на подготовленных машинах (наш Оутлендер там был на пределе) и сопровождающих, изучите внимательно дорогу (там лабиринт дорог, на каждый затор можно найти обход), подготовьте карты (электронные несколько и бумажные, лучше военные ), запас топливо литров 50 (нам хватило только туда и обратно), еду (впервые в жизни мы достали пищевой НЗ), одежду (дождь и ветер возможно заставят вас её пару раз менять), связь (там лишь местами есть мегафон), нервы (вагон, а лучше два
. Это не будет обычной прогулкой. Но это пипец как впечатлило! Рыбачий манит обратно... как горы снова. Вот финал нашей экспедиции. Мы с сыном на на фоне местного животного которого все хотят встретить, но мало кто видит. Я думаю Вы тоже не увидите. Если кликнуть фото откроется в полном виде. Увидели третьего? Нет? Тогда читайте до конца.
День начался с завтрака в Макдональдс (иногда честь и хвала ему) – выручает, так рано утром и поздно ночью все закрыто.
Макдачка единственное место где можно поесть.
Если ехать дальше до круга прямо там сразу две заправки
РоснефтьГде мы заправились под завязку бензином 92 за 41.80. Расход по трассе у меня 7л, по полуострову вышел 18л при средней скорости 10км. Вот так то! Хватило только на туда и обратно, любые порывы прогуляться в сторону по полуострову были бы череваты.
Итак с полным баком форсируем Кольский залив по шикарному Кольскому мосту.
Справа окраина Мурманска
Слева виднеется Кола.
По дороги много памятников защитникам Заполярья. Видно что героев помнят и чтут, все ухоженные. На многих описаны имена, части, события. Но есть особенное место, его нельзя просто проехать. Это
Долина славы. Очень многие кто проезжает салютует памяти героев сигналом. После того как мы посмотрели и прочитали тоже так делали когда 3 раза проезжали.
Бесконечная стена с именами погибших героев. Можно найти своих однофамильцев, возможно это ваши дальние родственники.
Рядом стоят отдельные надгробья над недавними перезахоронениями. Они все разные, от мраморных до деревянных перенесенных откуда то из далекого уголка сделаного наспех. Но большинстве есть имена.
Рядом есть стена на которой высечены записки найденные у мертвых бойцов. Их последние слова перед смертью. Скопированные в мраморе как есть, для потомков. Ком к горлу подступает когда читаешь. "Меня немцы убили 28 июля 43 года". "Я умираю без страха мужайтесь". "Прощай белый свет, прощай страна моя родная"
Вокруг гробовая тишина. Белоснежный памятник двух воинов склоняющих алое знамя. Молодой паренек лет 20 и пожилой усатый лет 45. Как будто списаны с реальных архивных фоток. За ними перечисление частей 14 северной армии, огромное количество подразделений, в каждом сотни и тысячи бойцов. На постаменте редкий танки ИС-2
Место обязательное к посещению если вы будете на Кольском полуострове. Отдав честь поехали дальше.
Дорога до деревни Старая Титовка и реки Титовка отличная (это примерно 100км)! Здесь же таможенный пункт. Приготовьте к проверке паспорта, багажник и улыбку. Вещи не копали просто заглянули и все. Буквально сразу после таможенного пункта съезд вправо до полуостровов Средний и от него полуостров Рыбачий. И тут началось… Сначало ласковое предупреждение.
Потом серьезней.
Это самый лучший участок за всю дорогу, кусочек асфальта даже есть.
Дорогой назвать это нельзя. Это просто камни (местами огромные), песок, ямы, ручьи, очень стремные деревянные мостики, береговая полоса в момент отлива, как ехать в прилив я не знаю, благо расчитали поездку в отлив и все это в сочетании с перепадами над уровнем моря (так как все это безобразие через перевал).
Скорость 7-10 км/ч. Расслабиться ни на минуту невозможно. Едешь 3-5км/ч, ровный участок 5 метров разгон до 15км/ч потом резко тормозишься пере ямой глубиной 10 см, удар, подвеска работает практически полностью. Видел как мимо меня быстро проезжали паджерик и разные уазике разной степени подготовки. Пробовал ехать быстро, проглатывая ямы, стало страшно от того как машину колбасило. Оторвет тягу и не не прдставляю что делать. А вокруг куча машин в куветах. И брошеных и разбитых. Часть наверное по пьяни убили, но часть просто не доехали. Еще много канистр с оторваными ручками. Видно что носят часто. Все это шокирует.
Для въезда на территорию заповедника оформлял
пропуск здесь Но нас не кто не проверял, да и вообще людей видели только в дали.
Почти сразу мы после мостика был
водопад 69.506377, 31.857530
В Мурманске кода мы уезжали было тепло +15, здесь похолодало до +10. Ближе к морю до +7. Мы расстроились, как оказалось это еще было тепло, друзьям повезло меньше, они были за неделю до нас, даже в Мурманске было всегда +10, иногда до +3 и дождик. Мы ехали всю дорогу было солнце и только на самом конце стал моросить дождик.
По дороге встретили группу из 3-х велосипедистов.
Подъем на перевал можно определить по огромному количеству пирамид из камней и красивому виду внизу.
Показалось море, это заканчивается перевал хребта Муста-Тунтури. Наконец то увидели море! Ура!!!
Природа нетронутая, во всем великолепии. Остановились и сразу увидели рядом на горе гнездо и орла который баражирует вокруг. Трава диковенная, мхи очень необычные, как губка, желтые, серые коричневые, бурые. Огромный ковер, толщиной 20-30 см. Черника не созрела, но попадалась прошлогодняя.
На спуске с перевала остановились у памятника. Этот перевал фашисты так и не смогли взять. До войны здесь проходила граница, это единственная граница которую за всю войну гитлеровцы не преодолели. Представляете? ЕДИНСТВЕННАЯ!
Пассажиры стали уставать и пошли пешком. Я на машине с трудом их догонял. Это впечатление о скорости машины. Кстати сейчас глядя на фото не видно что дорога плохая. На вид можно ехать 30-40км точно, но это не так.
А вот и первые люди! База
Озерки там вдали 69.716813 32.166911
Доехали до сторожки и чуть далее поворот на музей. Решили что музей на потом отложим, на обратном пути. Получилось что на это не осталось ни сил ни желание рисковать топливом. В следующий раз тогда...
Дорога пошла близко к берегу. Решили остановится отдохнуть, посмотреть и послушать природу. Я сказал сыну что тут плавают киты и он стал их искать. Вдруг что то увидел и закричал, достали бинокли и увидели двух морских котиков резвящихся в море. Но нам хотелось увидеть именно кита. Маленькая мечта.
Сзади материк остался. Видно как ушло море, это отлив. Мы специально его подгадали по программе.
Впереди полуостров средний.
Стали уставать ехать. Пассажиры стали часто сбегать от машины. А впереди еще очень много ехать. Но красота вокруг не дает право развернутся назат.
Даже на небольших пригорках лежат еще снег, как будто это горы высотой 2-3 километра. Удивительно. С моря сильно тянет холодом... вот такой тут июнь.
Встретили захоронение. На нем цветы, не открытая бутылка водки и сигареты. Видно что от души, как и все там.
Надписи и и фото воинов как на деревенском кладбище. Заросло, но все опрятно и чисто. Читаешь надписи и задумываешься... вокруг опять стоит тишина.
Дорога стала шире, можно лавировать, пытаться объезжать ямы. Но это мнимое улучшение.
Доехали до поселка геологов. Есть ангар в котором есть люди, но они не выходили, а вокруг разбитая техника.
Дорога стала не грунт с ямами, а крупный камень. Маневрировать не стало смысла, везде трясет.
После поселка геологов свернули на короткий маршрут вдоль берега и губы Большая Волоковая. Сын внимательно искал в море кита.
Но вот пошли первые речки, мосты, броды. Начитался отзывов как топят здесь даже очень большие машины прохожу лично каждый мост брод или лужу. Погода стояла сухая речки очень мелкие, мосты пока хлипкие но ехать можно. Но мысленно готов развернутся если увижу риск серьезный.
Экипаж стойко переносит тяготы, часто идет пешком.
Я понимаю что многие лужи просто на самом низком уровне, большинство высохли совсем. Что будет если пойдет дождь? Ливень? Погода очень хмурая стала, небо просто вдавливает нас в землю так облака низко. Я никогда этого не видел, высота их где то 200м.
Но вокруг красота нетронутой природы и какой то дикости. Очень сильно впечатляет... и пугает.
А вот огромная лужа где вода осталась только в самом низком месте. Она часто тут стоит на уровне 1... 1.2м Я уже не проеду, объезда не видно. Прикольно? А до конечной точки еще далеко. А надо еще как то вернутся...
Постепенно дорога спускается к пляже и новое приключение, преодолевание не глубокой, но бурной речки в мягком песке. Сапоги увязают, а как машина поведет? при этом выезд на ту сторону на отлив моря. Застряну будет прилив машину затопит.
Включаю полный привод понижайку и... прорываемся через ручей на ту сторону. Проскочили вроде нормально, на том берегу песчаный пляж на морском отливе, еду не останавливаясь что бы не залипнуть в песке. А выезд с пляжа не нахожу, ношусь туда сюда ищю выезд. Наконец то увидел тропинку на из песка на траву и выскочил на дорогу! Уф!! Чуть дальше опять такая же речка и пляж.
Встречаю лужу которую не могу пройти в сапогах, при этом она илистая. Думаю что делать? одевать болотные сапоги и мерить, глубина точно выше 40см. Возвращаюсь нахожу объезд. Ура! Вспоминаю по виду что читал как вроде в этой луже утопили паджеро когда поехали по привычной колее, за день до этого проехали военные и колея углубилась. Вот так.
Природа все роскошней цветет. Когда искал объезд шел через тундровый лес который не выше пояса. Начинает моросить дождик. В пути уже 9 час как. Навигатор ошибался...
А вот и финиш! Вайдагубский Маяк! За ним край света, мыс немецкий. Больше земли нет! Ура! Мы это сделали! На последней луже я уже думал что придется бросить машину и идти пешком на ветру под дождем. Но нет мы нашли объезд. Делаем фото на память и ищем объезд маяка на мыс. Это было не просто.
Вот наконец то объехали локаторы военных, маяк и достигли мыса! Ура! Он наш! Моросит дождик, ветер усилился, но нам пофигу мы рады. Не хватает только китов увидеть. Впереди островок перед которым небольшой пролив, пытаемся перейти, но волна гонят сильно воду.
Для полного чуда не хватает увидеть касатку или китов. И тут я в бинокль увидел кита... да не простого, а розового. Видны ребра и таз. Совсем рядом, но не перейти поток.
У ног волной мотает кусок сала. Ну все! План выполнен на все 200%! Полезли на дот поблизости, оттуда поглядели океан и волны шторма.
Немного погуляв, закрепив впечатления о подвиге двинулись назад. Пошел дождь и я стал беспокоится. Как проедем все броды, мосты после дождя? Успеем ли проехать пляжи во время отлива и ручьи на высокой воде. Начался прилив, по программе прилив будет в 2 ночи. Успеем ли? Дорога стала мокрой и камни скользкие. Бензина потратили катастрофически много, оставалось чуть больше пол бака. Значит только до заправки с небольшим запасом. Сколько точно в баке сказать трудно. Про запас в канистрах ни кто как то не писал.
Стало понятно что это только присказка была. Самая сказка впереди!
Возвращаться решили по старому маршруту, риск новых дорог не радовал. Все отклонения от маршрута исключались. Эйфория проходила, после 12 ночи накатила усталость, хотя было светло, но решили ехать пока не проедем все мосты, броды и пляжи. Поедем в базу Озерки там будем ночевать. Тучи стали так низко идти, что кажется, они сейчас упадут и раздавят. Ощущение будто в районе северного полюса небо гвоздями прибито к земле. Вот она – жопа Мира. Всё стало сразу серым. Нас радовало только то, что темнее уже не будет и есть возможность отсюда свалить засветло.
За день проехали 180км, время в пути 12 часов.
Продолжение следует...
Цель кажется недостижимой, пока ее не достигнешь. И это правда так.