Музей "Старинный особняк", г. Архангельск

Описание каких мест вы хотели бы видеть на сайте?
Ответить
Аватара пользователя
Istdus
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 1045
Зарегистрирован: 06 май 2012 07:51
Откуда: Архангельск
Авторитет: 3.50

Музей "Старинный особняк", г. Архангельск

Сообщение Istdus » 03 июн 2012 20:46

г. Архангельск, Набережная, 79.
+7 (8182) 20-73-63

64 32.074; 40 30.995

Здание было построено в 1786 году по типовому проекту жилого дома. Непросто складывалась судьба этого здания: оно неоднократно горело, несколько раз его перестраивали, подправляли, реконструировали. Оно никогда не использовалось по назначению. Первоначально здесь размещалась Банковая контора, далее - Променная контора, Коммерческий банк, затем городская таможня.
В 1964 году здание передается Музею изобразительных искусств (с 1994 года - ГМО «Художественная культура Русского Севера»). В течение нескольких лет здесь размещалась экспозиция древнерусского искусства, затем фонды музея.
С начала 80-х годов Особняк находился на реставрации. После завершения реставрационных работ , 9 сентября 1998 года музей открыл в обновленных залах экспозицию «Портрет в старинном интерьере», которая дает возможность проследить смену художественных стилей в развитии интерьера конца XVIII-начала XX веков.
Создание ансамбля, куда помимо портретной живописи входят мебель, фарфор, зеркала позволило создать особую атмосферу, в которой произведения изобразительного искусства оживают, оказавшись в родственной им среде.
Особняк на Набережной живет насыщенной, активной жизнью. В нем регулярно проводятся тематические экскурсии, вызывающие неизменный интерес архангелогородцев, российских и зарубежных туристов, организуются выставки. В его залах звучит камерная музыка, устраиваются детские балы, светские рауты, презентации и приемы.

Постоянная экспозиция «Портрет в старинном интерьере»

Поскольку Дом на Набережной, 79 никогда не принадлежал конкретной семье, ставить задачу воспроизведения подлинного интерьера у авторов экспозиции не было основания.
С другой стороны, в фондах музея находились предметы убранства и быта XVIII - нач. XX вв. Они хранились, изъятые из той обстановки, в которой жили и экспонировались от случая к случаю в связи с какими-то выставками. Возникла идея - попытаться воссоздать ту среду, в которую органично могли бы вписаться музейные экспонаты, т.е. попытаться воссоздать атмосферу жилого дома. Сохранив назначение комнат, авторы экспозиции попытались проследить смену художественных стилей в развитии интерьера конца XVIII - начала XX веков.
Создание ансамбля, куда помимо портретной живописи входят мебель, фарфор, зеркала позволило создать особую атмосферу, в которой произведения изобразительного искусства оживают, оказавшись в родственной им среде.
Стоит только открыть дверь, подняться по беломраморной лестнице на второй этаж и вы окажетесь в далеком прошлом.

Портретная. Вторая половина XVIII в.

В русском интерьере второй половины XVIII века живопись занимает наиболее заметное место. В это время окончательно складывается зародившееся еще в петровскую эпоху представление о картинной и портретной галереях как престижных элементах дома. Именно портрет чаще всего был единственным жанром, представляющим живопись.
В портретную галерею Старинного особняка включены произведения, происходящие из архангельских учреждений и старых архангельских домов. Среди них портреты лиц, имеющих отношение к Архангельску - «Портрет И. К. Баженина», а также царские портреты - Петра I, Елизаветы Петровны, великого князя Павла Петровича. Все они относятся ко II половине XVIII века, времени, когда мода на портретные галереи достигла своего апогея.
Портретная галерея свидетельствовала о вкусе хозяина, была предметом его законной гордости и простительного тщеславия.

Мужской кабинет. Конец XVIII - начало XIX вв.

Одной из главных комнат дворянского дома обычно являлся кабинет хозяина - место занятий, деловых приемов и отдыха. Он был своего рода интеллектуальным и хозяйственным центром дома.
Центральное место в экспозиции кабинета занимают портреты. На них изображены архангельские губернаторы XVIII века - Т.И. Тутолмин (1740-1809), П. П. Коновницын (1793-1796), И.Р. Ливен (1735-1809). Эти портреты являют образец провинциальной живописи и не могут конкурировать с лучшими образцами портретного искусства. Тем не менее, они свидетельствуют о широком распространении портретной живописи в России.
Интерьер воссоздает убранство кабинета конца XVIII - начала XIX веков.
Гостиная. 1830-е годы

Гостиная Старинного особняка переносит вас в обстановку городского дома третьего десятилетия XIX века.
Гостиная XIX века - это место, где читают и сопереживают вслух, рукодельничают, «объясняются», музицируют.
Редко можно было встретить гостиную, где бы не было фортепиано. Гостиную Старинного особняка украшает инструмент немецкой фирмы «Neumann» первой половины XIX века, когда-то звучащий на светских раутах в одном из зажиточных соломбальских домов.
В убранстве ампирных интерьеров важное место занимают бронзовые изделия, мраморная скульптура. В нашей экспозиции представлена мраморная скульптура «Амуры, борющиеся за человеческое сердце» неизвестного автора II половины XIX века по модели Жана Батиста Пигаля (1714-1785).
Душа гостиной - ее портреты. В первой половине XIX века он прочно вошел в быт среднего сословия. Эти произведения искусства стали атрибутом, служащим показателем жизненного уровня, положения в обществе и создавались скорее «для памяти потомства своему». Чаще всего подобные портреты анонимны: неизвестен не только автор, но и имена изображенных. Серия таких портретов расположена над диваном. Это портрет поручика лейб-гвардии Уланского полка Карла Генриховича Жомини (1811-1860), а также «Портрет графини Елизаветы Федоровны Мусиной-Пушкиной.

Женский будуар. Середина XIX в.

В этой комнате хозяйка дома проводила свободное от светских обязанностей время, занималась рукоделием, чтением, вела обязательную переписку, о чем напоминает изящный бюро-секретер. Удобный и весьма емкий, с выдвижными ящиками и ящичками, с секретными отделениями, украшенный бронзовыми накладками.
Совершенно необходим был туалетный столик, состоящий из комода на высоких ножках и зеркала, на котором размещались туалетные принадлежности: коробочки, вазочки, флакончики...
Обязательно находилось место столику для рукоделья. Наш столик для рукоделия украшен в восточном духе, с японскими мотивами в сложной технике росписи по лаку. В различных его отделениях можно было хранить нитки для вышивания, иголки, бисер и бусинки, ножницы, ткань - все необходимые для рукоделия материалы.
Живописные полотна этого зала отражают самые разнообразные настроения, созвучные миру женщины. Тут и романтические марины Айвазовского, Боголюбова, Судковского, и сентиментальная пастораль западного мастера в стиле рококо, и «Семейная сцена» бельгийского художника Шарля ван ден Деле, и, конечно же, портреты с изображением детей. Среди них «Портрет мальчика» (Бориса Николаевича Дерягина), который принадлежит кисти почти забытого теперь художника Николая Дмитриевича Кузнецова (1850-1929).
Маленькой жемчужиной женского кабинета является «Портрет неизвестной», кисти М.П.Боткина (1839-1914), русского художника, гравера, академика исторической живописи, искусствоведа, археолога, одного из выдающихся коллекционеров и меценатов своего времени.
Портрет был передан Архангельску Русским музеем в 1929 году, а в ГРМ он поступил из мастерской художника.

Столовая. Конец XIX- нач. XX вв.

Заканчивается анфилада столовой - одним из важнейших помещений дома. Столовая, как правило, была светлой и уютной комнатой.
Центральное место в интерьере столовой занимает раздвижной стол «сороконожка». За ним собиралась вся семья, устраивались званые обеды и ужины.
Обязательными в столовой были застекленные шкафы-горки, в которых выставляли различные предметы из фарфора, фаянса, стекла и т.п.
Особое место в убранстве столовых принадлежало фарфору. В конце XIX веке он уже был не просто объектом коллекционирования и репрезентации, а имел вполне функциональное значение, завоевывая все большую популярность, как необходимая часть сервировки стола. Особенно популярными были изделия Императорского фарфорового завода, а также частных заводов России - Гарднера, Попова, Батенина, Корнилова, братьев Кузнецовых.
Стены столовой украшали картинами. В нашем интерьере центральным является «Портрет женщины в белом платье» кисти Александра Ивановича Вахрамеева (1874-1926). Его имя связано с Архангельском. Родившийся в Красноборском уезде Вологодской губернии, Вахрамеев окончил в нашем городе духовную семинарию, работал телеграфистом на железнодорожной станции. Огромное желание учиться живописи, стать художником привело его в Петербург. Некоторое время он занимается в «тенишевской мастерской», затем поступает в Академию художеств, где его учителями были И.Е.Репин и П.О.Ковалевкий. Вахрамеев вошел в русское искусство как жанрист, пейзажист-лирик, мастер портрета, график-иллюстратор.
Кисти неизвестного художника принадлежит портрет Нины Дмитриевны Видякиной - жены известного в начале ХХ века в Архангельске купца и предпринимателя Петра Петровича Видякина. Портрет был заказан в художественной мастерской Вены.
Этот портрет очень долго был в доме внучки Нины Дмитриевны - Валерии Николаевны Гжегоржевской. Несколько лет назад она подарила его музею.
Совершив небольшое путешествие по дому, мы убедились, что в интерьерах дворянских домов удобство и практичность планировки сочетались с красотой и одухотворенностью обстановки.

Аватара пользователя
Александр (t)
Автотурист-фоторепортер
Сообщения: 6321
Зарегистрирован: 31 окт 2006 14:29
Откуда: Москва
Авторитет: 3.53

Сообщение Александр (t) » 04 июн 2012 10:13


Ответить