Страница 1 из 1

К вопросу о поиске стоянок в Карелии.

Добавлено: 16 дек 2017 21:26
buskermolen
Так случилось, что задумка текста появилась еще осенью, а до реализации добрался только сейчас. На форуме достаточно часто коллеги задают вопрос по координатам удобных стоянок в Карелии, желательно у воды. До сих пор такие места сдавались здесь (и на других форумах) неохотно, мотивы в общем-то понятны - не хочется приезжать на полюбившееся место и начинать с его очистки от мусора, который остался тебе в наследство и пр. Я сам, до недавнего времени, придерживался того же правила. Сменить точку зрения помогло короткое путешествие по неизвестной мне части Карелии с известными промежуточными точками и примерным маршрутом, неизвестными были дневные пробеги, места для ночевок нужно было искать самостоятельно, по-возможности провести поиск магазинов на местности, где можно затариться дополнительным провиантом.

Маршрут.
Изначально было заложено путешествие по средней и северной Карелии. Отчасти из-за того, что на юге мы уже много где были и пока еще не соскучились, отчасти из-за того, что южная Карелия, как бы это назвать, в большой мере популяризирована, известна многим и там все труднее становится найти уединенные места.

Приблизительный маршрут ввыглядел так: Пушкино - Ярославль - Вологда - Медвежьегорск, далее от Медвежьегорска на запад, забирая севернее и возврат на трассу Р-21 "Кола", по ней подняться на север, до следующей понравившейся отворотки на запад и повторяем, пока есть время. Затем возвращаемся, ночуем в Медвежьегорске или Пудоже, заезжаем с ночевкой в Кострому и финиш в Пушкино.

Реальный маршрут после Медвежьегорска выглядел так: Медвежьегорск - Чебино - Карельская Масельга - Евгора - Паданы - Маслозеро - Волома - Муезерский - Тикша - трасса "Кола" до перекрестка на Лоухи, там снова налево - Коккосалма - Софпорог - Тунгозеро - Калевала - Костомукша - Калевала - Р-21 до поворота на Кемь. Дальше наша поездка прервалась, но об этом ниже. Путешествовал я с женой на Субару Форестере SG5, но весь маршрут можно пройти на любой недоприводной пузотерке - разница в том, что некоторые участки будут проходиться на несколько меньшей скорости, чем у меня и совсем уж считанные десятки метров придется выйти и просмотреть как их пройти.

Изображение

Первый день. Пушкино - Медвежьегорск. Ночевка в гостинице Онежская. От Пушкино до Вологды трасса в хорошем состоянии и проходится быстро и без проблем. Вологда - Вытегра - Медвежьегорск. Это трасса А-119 (раньше была Р-5), на ней заканчивается реконструкция, за исключением двух участков, на которых работы еще не закончились она вся стала ровной, комфортной, с разметкой, знаками и ... радарами в ящиках. Радаров до конца Кубенского озера много, дальше - меньше, стоят не только на вологодчине, но и в Карелии. Как не берегся, один выстрел в спину пропустил.

На следующий день, поскольку никаких сроков не ставили, выехали в 10, и пошли по приблизительному маршруту. Цель - найти добротное место для ночевки: подальше от населенки, у воды с песочком, желательно при достижении цели не влезать в бездорожье, которое потребует сил и времени на его преодоление.

Изображение

Теперь самое время задуматься: откуда берутся стоянки на берегу реки или озера, с песчаным пляжем, обустроенные, с удобными подходами? Зная, как они возникают, их легче будет искать. Вообще-то об этом стоило задуматься много ранее, до выезда, но данных не хватало. Это размышления ретроспективные. Эти стоянки делают автотуристы? Нет, они ими готовы только воспользоваться. Их делают джиперы? Не исключено, что какую-то часть обозначили или обустроили они, но их вклад мизерный. Удобные стоянки делают приезжие рыбаки? Нет, они приехали ловить рыбу, а не заниматься организацией стоянок.

Большинство стоянок в этих местах ставят местные рыбаки (и не очень рыбаки). Только у них к желанию удобно расположиться на берегу реки или озера есть относительно много времени и возможностей. Для того, чтобы сделать стоянку нужно ее сначала найти (песочек, дрова, удобная чалка для лодок и пр.), затем нужно к будущей стоянке проложить дорогу - сделать съезд с дороги, проложить дорогу, часто для этого нужно свалить несколько деревьев. Организация самого лагеря не требует и десятой части тех усилий, хотя привезти старую дверь для стола и полиэтилен для укрытия - бесценно(с).

Теперь мы знаем, как возникают желанные стоянки. Где же их искать? У населенных пунктов, на удалении в несколько километров. При подъезде и после проезда любой населенки внимательно и не спеша высматриваем своротки в сторону желанной воды. Каждую своротку внимательно исследуем до нахождения подходящей стоянки. Местных компаний больше, чем удобных водоемов, поэтому у почти каждой своротки есть несколько обособленных стоянок - иногда полезно обсмотреть все.

Зная теперь, кто автор удобных стоянок, давайте задумаемся о времени их посещения. Представьте себе - вы находите стоянку, но она уже занята теми, кто ее построил... Мда, не очень желанное соседство - искали-то уединения. Подумайте, когда они наиболее вероятно там появятся? Правильно, в выходные. Просто будьте к этому готовы.

Несколько попутных соображений. Стоянки с песочком и камушками - где их искать при планировании маршрута? На реках, с достаточно быстрым течением - остальные с заросшими берегами. В Карелии реки в основном неторопливы, поэтому сильно их в расчет брать не стоит. На озерах песочек и камни образуются там, куда плещет прибой, стало быть искать нужно стоянки на достаточно крупных озерах. Мелкие лесные озера либо с заросшими берегами и неудобными подходами, либо потихоньку превращаются в болото.

Еще не последнее по важности наблюдение. О дорогах. Актуальных карт Карелии, в которых и населенка, и дороги, и рельеф и пр. - нет. Ездить приходится по чем попало. Он-лайн карт там нет тем более. В таких случаях стоит обращать внимание на дорожные приметы. Как только вы свернули со столбовой дороги, нас ждет старый убитый асфальт (реже грунтовка) - на этой дороге обязательно присутствуют дорожные знаки и километровые столбы, удаленность от цивлизации небольшая (как правило, но с исключениями), поэтому найти что-нибудь стоящее трудно. Плохой асфальт со временем переходит в грунтовку, дорожные знаки и километровые столбы присутствуют - на этих дорогах, недалеко от населенок, мы находим нужные нам стоянки. Если забираться дальше, то мы попадаем на лесовозные дороги.

Изображение

Верным признаком этого являются сначала пропавшие дорожные знаки, а затем - километровые столбы. В самой глуши качество грунтовки ощутимо ухудшается - дальше либо тупик, либо плавный разворот и возвращение к цивилизации. В этой глуши искать обустроенные стоянки с готовыми подъездами бесполезно. Могут встречаться исключения: кратчайшая дорога к Калевала - это плохой асфальт почти на всем протяжении дороги, однако своротки там следует исследовать по признакам, описанным выше - пусть асфальт вас не смущает. Кстати, в Калевала есть возможность встать на воде, на обустроенной стоянке, без соседей (но за деньги). Заброска по воде. Местная гостиница предлагает такие возможности. Подробностей не знаю, но на ресепшн слышал как приехавшая с десятидневной стоянки семья озвучивала свои восторги.

Если интересен трек поездки с подходами к стоянкам, которые я нашел - его можно взять здесь. Трек не полный. От Пушкино до Медвежьегорска - не актуально. От Калевала и до конца маршрута тоже нет. На 856 километре трассы Кола в лоб моей машине вышла встречная легковушка. Машина затоталена, у меня с женой переломы ног. У меня обе, у жены одна. К счастью, это был перекресток, поворот на Кемь. Во встречной сработала Эра-глонасс и через двадцать минут были гаишники и была скорая, на следующий день - эвакуация вертолетом в Петрозаводск, в госпиталь и т.д. В общем, все случилось не худшим образом. Надеюсь, текст, который у меня получился кому-то будет интересен.

И в заключение. Почему я написал этот текст? По многим соображениям. Сам я считаю, что стоянка у воды не самый удобный вид стоянки. Эти поиски - желание угодить жене. На воде случаются туманы и ветры, там тебя норовят отловить всякие егеря и вменить штраф за нарушение водного кодекса (с воды найти легче, чем по следам в лесу). Найти стоянку у воды сложнее, чем в лесу. Как показала эта поездка, стоянок на воде в Карелии много и найти свободную, при желании, можно. Я перехожу в другую категорию - "С", готовлю для путешествий грузовик газ 33081, а это другая философия, другие цели, скорости и средства их достижения.

Изображение

Я планирую остаться в категории "В", но поскольку мне волей-неволей надо подбирать следующую машину, актуально задуматься о том, какая она будет. Может и в этой категории грядет смена приоритетов.

Добавлено: 16 дек 2017 21:59
buskermolen
Несколько фото из поездки для иллюстрации описанного.

Изображение
пример маленького лесного озера с заросшими берегами

Изображение
но рыбакам это не помеха

Изображение

Изображение
стоянка казалась хорошей, но пляж был узок и сделать так, чтобы лагерь и машину не было видно с воды было невозможно. Стоянка была забракована

Изображение
для первой ночевки нашли такой пляж

Изображение
а лагерь и машину поставили в лесу. Местные поступают так-же

Изображение

Изображение
лесовозные дороги нынче могут выглядеть так, а лесовозы не КАМАЗы и Уралы, а грузовики-иномарки магистральные тягачи, что удивило


Изображение
снимок сделан с моста, вдали видно на крутом берегу песочек - может туда можно продраться на машине

Изображение
вставали и у такой воды - у маленького лесного озера, потихоньку переходящего в болото. Вода на всю поездку у нас была своя, поэтому подходы к воде и ее качество нас не волновали. Однако, на болотах должны быть кровопийцы: комары уже кончились, а вот мошка еще вурдалачит, правда уже не во всю мощь.

Изображение
еще одно пикничное место. К сожалению, встать там никак нельзя - на фото виден мост той дороги, с которой мы увидели это место. Забраковано.

Изображение
пример обустроенной местными стоянки. Хотя озеро было заросшее по берегам, здесь берег был крутой, осыпающийся и не заросший. Подходы к воде были нормальные. Ночью нас немного напугал сохатый, который пересек озеро и чуть не прошелся по нашей палатке. К счастью, он ее увидел метров за пять, постоял, подумал и снова ушел в озеро.

Изображение

Изображение
путь из Костомукши в Калевалу

Добавлено: 16 дек 2017 23:23
salva
buskermolen
Спасибо. Прочитал. Взял на заметку к размышлению.
Надеюсь вы полностью восстановились.
Были по молодости обе голени сломаны, ботфорты из гипса носил по середину бедер.

Добавлено: 17 дек 2017 08:41
buskermolen
Нет, восстановился пока не полностью. Правая нога уже работает, на левой пока ношу апарат Илизарова.

Добавлено: 17 дек 2017 21:11
salva
buskermolen
Тогда, вам здравия. Поправляйтесь. Возвращайтесь в ряды автопутешественников.

Добавлено: 17 дек 2017 21:47
buskermolen
Спасибо.

Добавлено: 17 дек 2017 22:39
Sanych
buskermolen, интересно и познавательно!
Путешествуя по Карелии тоже искали стоянки у воды.
Скорейшего выздоровления!

Добавлено: 18 дек 2017 18:50
костя АСТ
В первую очередь желаю вам снова твёрдо встать на обе ноги. Сложные переломы заживают долго, но всё-таки заживают. У меня друг почти год восстанавливался после аварии на мотоцикле, ногу просто собирали на пластинах и десятке саморезов, но теперь всё нормально.
А по поводу стоянок у воды, так многие обустраивают туристы-водники. Во время походов в молодости сам с этим сталкивался. Никто, конечно, не тащит на байдарках старые двери, а вот гвозди и верёвки возили, ну а дерева хватает вокруг. И добавить к уже существующим какую-то лавку, столик или ещё что-то подобное во время днёвки считалось хорошим тоном. Правда, стоянки водников как правило недоступны автомобилистам, их стараются делать где нет дорог и доступ только с воды. Но исключения бывают.

Добавлено: 18 дек 2017 19:32
buskermolen
На счет водников - да, вполне могут. Но для автотуристов нужен еще один компонент - дорога до этой стоянки. Обустройство этой дороги достаточно трудозатратно и туристам-водникам не по силам и не нужно. Я сам в прошлом турист-водник, правда еще во времена СССР, у меня было достаточно много забросок на машине к рекам, но ни разу не требовался подъезд к самой воде.

Здесь я хотел рассказать прежде всего о поиске стоянок у воды с автомобиля. По каким признакам их находить тратя минимум времени.

Добавлено: 19 дек 2017 10:37
vadim
buskermolen
Прочитал с интересом, спасибо! Вам скорейшего полного выздоровления!

Добавлено: 21 дек 2017 16:55
DenChel
Интересно. Я тоже любил на авто путешествовать, но год назад попал в дтп сильно,когда ехал в Сочи из Москвы. На встречку вылетел джип и меня снес((( Хорошо я был в машине один. Мне очень повезло,что я отделался легкими травмами. Теперь я только на машине по городу. А путешествовать я люблю ездить в Питер. Покупаю билет на поезд Гранд Экпресс и живу в Питере по месяцу. Я просто влюбился в этот город.

Добавлено: 21 дек 2017 17:59
buskermolen
Sanych, костя АСТ, vadim - спасибо за добрые пожелания. Хочу сказать спасибо заранее всем тем, кто еще будет желать нам всего-всего... У нас сейчас все уже устроено таким образом, что выздоровление неизбежно :-D и остается только ожидать когда врачи скажут, что все срослось.

DenChel, мне кажется, что вы приняли опрометчивое решение. Впрочем, каждый решает сам. Я жду не дождусь когда смогу нормально ходить, а затем снова путешествовать - планов еще много и работа у меня такая, что раз-другой в год позарез нужно куда-нибудь сорваться, восстановить душевное равновесие. Путешествия - это то, что потом помогает мне снова нормально работать. И, да, у меня эта неприятность случилась спустя 23 года, что я управляю автомобилем, если периодичность будет сохраняться - бросать путешествия не стоит. А если оно как снаряд - дважды в одну воронку не попадает, так и вообще замечательно.

Вот. Теперь, когда вопросы моего здоровья обсудили, может у кого-то есть вопросы по теме? С удовольствием постараюсь ответить.

Добавлено: 21 дек 2017 18:16
buskermolen
DenChel писал(а):А путешествовать я люблю ездить в Питер. Покупаю билет на поезд Гранд Экпресс и живу в Питере по месяцу. Я просто влюбился в этот город.
Питер, спору нет, город интересный, смотреть там можно много чего и долго. Но рано или поздно даже самое-самое приедается и захочется чего-то нового. Когда вы посмотрите весь Питер не по одному разу и захочется чего-нибудь нового - садитесь рано утречком в электричку на Финляндском вокзале и посетите город Выборг - он того стоит. Сам я первый раз попал туда на электричке.

Добавлено: 26 дек 2017 13:34
suvfan
Скорейшего выздоровления! Что поделаешь, бывает, то же в 2001 году в ДТП 2голень и стопа сломаны были.