К вопросу о поиске стоянок в Карелии.
Добавлено: 16 дек 2017 21:26
Так случилось, что задумка текста появилась еще осенью, а до реализации добрался только сейчас. На форуме достаточно часто коллеги задают вопрос по координатам удобных стоянок в Карелии, желательно у воды. До сих пор такие места сдавались здесь (и на других форумах) неохотно, мотивы в общем-то понятны - не хочется приезжать на полюбившееся место и начинать с его очистки от мусора, который остался тебе в наследство и пр. Я сам, до недавнего времени, придерживался того же правила. Сменить точку зрения помогло короткое путешествие по неизвестной мне части Карелии с известными промежуточными точками и примерным маршрутом, неизвестными были дневные пробеги, места для ночевок нужно было искать самостоятельно, по-возможности провести поиск магазинов на местности, где можно затариться дополнительным провиантом.
Маршрут.
Изначально было заложено путешествие по средней и северной Карелии. Отчасти из-за того, что на юге мы уже много где были и пока еще не соскучились, отчасти из-за того, что южная Карелия, как бы это назвать, в большой мере популяризирована, известна многим и там все труднее становится найти уединенные места.
Приблизительный маршрут ввыглядел так: Пушкино - Ярославль - Вологда - Медвежьегорск, далее от Медвежьегорска на запад, забирая севернее и возврат на трассу Р-21 "Кола", по ней подняться на север, до следующей понравившейся отворотки на запад и повторяем, пока есть время. Затем возвращаемся, ночуем в Медвежьегорске или Пудоже, заезжаем с ночевкой в Кострому и финиш в Пушкино.
Реальный маршрут после Медвежьегорска выглядел так: Медвежьегорск - Чебино - Карельская Масельга - Евгора - Паданы - Маслозеро - Волома - Муезерский - Тикша - трасса "Кола" до перекрестка на Лоухи, там снова налево - Коккосалма - Софпорог - Тунгозеро - Калевала - Костомукша - Калевала - Р-21 до поворота на Кемь. Дальше наша поездка прервалась, но об этом ниже. Путешествовал я с женой на Субару Форестере SG5, но весь маршрут можно пройти на любой недоприводной пузотерке - разница в том, что некоторые участки будут проходиться на несколько меньшей скорости, чем у меня и совсем уж считанные десятки метров придется выйти и просмотреть как их пройти.
Первый день. Пушкино - Медвежьегорск. Ночевка в гостинице Онежская. От Пушкино до Вологды трасса в хорошем состоянии и проходится быстро и без проблем. Вологда - Вытегра - Медвежьегорск. Это трасса А-119 (раньше была Р-5), на ней заканчивается реконструкция, за исключением двух участков, на которых работы еще не закончились она вся стала ровной, комфортной, с разметкой, знаками и ... радарами в ящиках. Радаров до конца Кубенского озера много, дальше - меньше, стоят не только на вологодчине, но и в Карелии. Как не берегся, один выстрел в спину пропустил.
На следующий день, поскольку никаких сроков не ставили, выехали в 10, и пошли по приблизительному маршруту. Цель - найти добротное место для ночевки: подальше от населенки, у воды с песочком, желательно при достижении цели не влезать в бездорожье, которое потребует сил и времени на его преодоление.
Теперь самое время задуматься: откуда берутся стоянки на берегу реки или озера, с песчаным пляжем, обустроенные, с удобными подходами? Зная, как они возникают, их легче будет искать. Вообще-то об этом стоило задуматься много ранее, до выезда, но данных не хватало. Это размышления ретроспективные. Эти стоянки делают автотуристы? Нет, они ими готовы только воспользоваться. Их делают джиперы? Не исключено, что какую-то часть обозначили или обустроили они, но их вклад мизерный. Удобные стоянки делают приезжие рыбаки? Нет, они приехали ловить рыбу, а не заниматься организацией стоянок.
Большинство стоянок в этих местах ставят местные рыбаки (и не очень рыбаки). Только у них к желанию удобно расположиться на берегу реки или озера есть относительно много времени и возможностей. Для того, чтобы сделать стоянку нужно ее сначала найти (песочек, дрова, удобная чалка для лодок и пр.), затем нужно к будущей стоянке проложить дорогу - сделать съезд с дороги, проложить дорогу, часто для этого нужно свалить несколько деревьев. Организация самого лагеря не требует и десятой части тех усилий, хотя привезти старую дверь для стола и полиэтилен для укрытия - бесценно(с).
Теперь мы знаем, как возникают желанные стоянки. Где же их искать? У населенных пунктов, на удалении в несколько километров. При подъезде и после проезда любой населенки внимательно и не спеша высматриваем своротки в сторону желанной воды. Каждую своротку внимательно исследуем до нахождения подходящей стоянки. Местных компаний больше, чем удобных водоемов, поэтому у почти каждой своротки есть несколько обособленных стоянок - иногда полезно обсмотреть все.
Зная теперь, кто автор удобных стоянок, давайте задумаемся о времени их посещения. Представьте себе - вы находите стоянку, но она уже занята теми, кто ее построил... Мда, не очень желанное соседство - искали-то уединения. Подумайте, когда они наиболее вероятно там появятся? Правильно, в выходные. Просто будьте к этому готовы.
Несколько попутных соображений. Стоянки с песочком и камушками - где их искать при планировании маршрута? На реках, с достаточно быстрым течением - остальные с заросшими берегами. В Карелии реки в основном неторопливы, поэтому сильно их в расчет брать не стоит. На озерах песочек и камни образуются там, куда плещет прибой, стало быть искать нужно стоянки на достаточно крупных озерах. Мелкие лесные озера либо с заросшими берегами и неудобными подходами, либо потихоньку превращаются в болото.
Еще не последнее по важности наблюдение. О дорогах. Актуальных карт Карелии, в которых и населенка, и дороги, и рельеф и пр. - нет. Ездить приходится по чем попало. Он-лайн карт там нет тем более. В таких случаях стоит обращать внимание на дорожные приметы. Как только вы свернули со столбовой дороги, нас ждет старый убитый асфальт (реже грунтовка) - на этой дороге обязательно присутствуют дорожные знаки и километровые столбы, удаленность от цивлизации небольшая (как правило, но с исключениями), поэтому найти что-нибудь стоящее трудно. Плохой асфальт со временем переходит в грунтовку, дорожные знаки и километровые столбы присутствуют - на этих дорогах, недалеко от населенок, мы находим нужные нам стоянки. Если забираться дальше, то мы попадаем на лесовозные дороги.
Верным признаком этого являются сначала пропавшие дорожные знаки, а затем - километровые столбы. В самой глуши качество грунтовки ощутимо ухудшается - дальше либо тупик, либо плавный разворот и возвращение к цивилизации. В этой глуши искать обустроенные стоянки с готовыми подъездами бесполезно. Могут встречаться исключения: кратчайшая дорога к Калевала - это плохой асфальт почти на всем протяжении дороги, однако своротки там следует исследовать по признакам, описанным выше - пусть асфальт вас не смущает. Кстати, в Калевала есть возможность встать на воде, на обустроенной стоянке, без соседей (но за деньги). Заброска по воде. Местная гостиница предлагает такие возможности. Подробностей не знаю, но на ресепшн слышал как приехавшая с десятидневной стоянки семья озвучивала свои восторги.
Если интересен трек поездки с подходами к стоянкам, которые я нашел - его можно взять здесь. Трек не полный. От Пушкино до Медвежьегорска - не актуально. От Калевала и до конца маршрута тоже нет. На 856 километре трассы Кола в лоб моей машине вышла встречная легковушка. Машина затоталена, у меня с женой переломы ног. У меня обе, у жены одна. К счастью, это был перекресток, поворот на Кемь. Во встречной сработала Эра-глонасс и через двадцать минут были гаишники и была скорая, на следующий день - эвакуация вертолетом в Петрозаводск, в госпиталь и т.д. В общем, все случилось не худшим образом. Надеюсь, текст, который у меня получился кому-то будет интересен.
И в заключение. Почему я написал этот текст? По многим соображениям. Сам я считаю, что стоянка у воды не самый удобный вид стоянки. Эти поиски - желание угодить жене. На воде случаются туманы и ветры, там тебя норовят отловить всякие егеря и вменить штраф за нарушение водного кодекса (с воды найти легче, чем по следам в лесу). Найти стоянку у воды сложнее, чем в лесу. Как показала эта поездка, стоянок на воде в Карелии много и найти свободную, при желании, можно. Я перехожу в другую категорию - "С", готовлю для путешествий грузовик газ 33081, а это другая философия, другие цели, скорости и средства их достижения.
Я планирую остаться в категории "В", но поскольку мне волей-неволей надо подбирать следующую машину, актуально задуматься о том, какая она будет. Может и в этой категории грядет смена приоритетов.
Маршрут.
Изначально было заложено путешествие по средней и северной Карелии. Отчасти из-за того, что на юге мы уже много где были и пока еще не соскучились, отчасти из-за того, что южная Карелия, как бы это назвать, в большой мере популяризирована, известна многим и там все труднее становится найти уединенные места.
Приблизительный маршрут ввыглядел так: Пушкино - Ярославль - Вологда - Медвежьегорск, далее от Медвежьегорска на запад, забирая севернее и возврат на трассу Р-21 "Кола", по ней подняться на север, до следующей понравившейся отворотки на запад и повторяем, пока есть время. Затем возвращаемся, ночуем в Медвежьегорске или Пудоже, заезжаем с ночевкой в Кострому и финиш в Пушкино.
Реальный маршрут после Медвежьегорска выглядел так: Медвежьегорск - Чебино - Карельская Масельга - Евгора - Паданы - Маслозеро - Волома - Муезерский - Тикша - трасса "Кола" до перекрестка на Лоухи, там снова налево - Коккосалма - Софпорог - Тунгозеро - Калевала - Костомукша - Калевала - Р-21 до поворота на Кемь. Дальше наша поездка прервалась, но об этом ниже. Путешествовал я с женой на Субару Форестере SG5, но весь маршрут можно пройти на любой недоприводной пузотерке - разница в том, что некоторые участки будут проходиться на несколько меньшей скорости, чем у меня и совсем уж считанные десятки метров придется выйти и просмотреть как их пройти.
Первый день. Пушкино - Медвежьегорск. Ночевка в гостинице Онежская. От Пушкино до Вологды трасса в хорошем состоянии и проходится быстро и без проблем. Вологда - Вытегра - Медвежьегорск. Это трасса А-119 (раньше была Р-5), на ней заканчивается реконструкция, за исключением двух участков, на которых работы еще не закончились она вся стала ровной, комфортной, с разметкой, знаками и ... радарами в ящиках. Радаров до конца Кубенского озера много, дальше - меньше, стоят не только на вологодчине, но и в Карелии. Как не берегся, один выстрел в спину пропустил.
На следующий день, поскольку никаких сроков не ставили, выехали в 10, и пошли по приблизительному маршруту. Цель - найти добротное место для ночевки: подальше от населенки, у воды с песочком, желательно при достижении цели не влезать в бездорожье, которое потребует сил и времени на его преодоление.
Теперь самое время задуматься: откуда берутся стоянки на берегу реки или озера, с песчаным пляжем, обустроенные, с удобными подходами? Зная, как они возникают, их легче будет искать. Вообще-то об этом стоило задуматься много ранее, до выезда, но данных не хватало. Это размышления ретроспективные. Эти стоянки делают автотуристы? Нет, они ими готовы только воспользоваться. Их делают джиперы? Не исключено, что какую-то часть обозначили или обустроили они, но их вклад мизерный. Удобные стоянки делают приезжие рыбаки? Нет, они приехали ловить рыбу, а не заниматься организацией стоянок.
Большинство стоянок в этих местах ставят местные рыбаки (и не очень рыбаки). Только у них к желанию удобно расположиться на берегу реки или озера есть относительно много времени и возможностей. Для того, чтобы сделать стоянку нужно ее сначала найти (песочек, дрова, удобная чалка для лодок и пр.), затем нужно к будущей стоянке проложить дорогу - сделать съезд с дороги, проложить дорогу, часто для этого нужно свалить несколько деревьев. Организация самого лагеря не требует и десятой части тех усилий, хотя привезти старую дверь для стола и полиэтилен для укрытия - бесценно(с).
Теперь мы знаем, как возникают желанные стоянки. Где же их искать? У населенных пунктов, на удалении в несколько километров. При подъезде и после проезда любой населенки внимательно и не спеша высматриваем своротки в сторону желанной воды. Каждую своротку внимательно исследуем до нахождения подходящей стоянки. Местных компаний больше, чем удобных водоемов, поэтому у почти каждой своротки есть несколько обособленных стоянок - иногда полезно обсмотреть все.
Зная теперь, кто автор удобных стоянок, давайте задумаемся о времени их посещения. Представьте себе - вы находите стоянку, но она уже занята теми, кто ее построил... Мда, не очень желанное соседство - искали-то уединения. Подумайте, когда они наиболее вероятно там появятся? Правильно, в выходные. Просто будьте к этому готовы.
Несколько попутных соображений. Стоянки с песочком и камушками - где их искать при планировании маршрута? На реках, с достаточно быстрым течением - остальные с заросшими берегами. В Карелии реки в основном неторопливы, поэтому сильно их в расчет брать не стоит. На озерах песочек и камни образуются там, куда плещет прибой, стало быть искать нужно стоянки на достаточно крупных озерах. Мелкие лесные озера либо с заросшими берегами и неудобными подходами, либо потихоньку превращаются в болото.
Еще не последнее по важности наблюдение. О дорогах. Актуальных карт Карелии, в которых и населенка, и дороги, и рельеф и пр. - нет. Ездить приходится по чем попало. Он-лайн карт там нет тем более. В таких случаях стоит обращать внимание на дорожные приметы. Как только вы свернули со столбовой дороги, нас ждет старый убитый асфальт (реже грунтовка) - на этой дороге обязательно присутствуют дорожные знаки и километровые столбы, удаленность от цивлизации небольшая (как правило, но с исключениями), поэтому найти что-нибудь стоящее трудно. Плохой асфальт со временем переходит в грунтовку, дорожные знаки и километровые столбы присутствуют - на этих дорогах, недалеко от населенок, мы находим нужные нам стоянки. Если забираться дальше, то мы попадаем на лесовозные дороги.
Верным признаком этого являются сначала пропавшие дорожные знаки, а затем - километровые столбы. В самой глуши качество грунтовки ощутимо ухудшается - дальше либо тупик, либо плавный разворот и возвращение к цивилизации. В этой глуши искать обустроенные стоянки с готовыми подъездами бесполезно. Могут встречаться исключения: кратчайшая дорога к Калевала - это плохой асфальт почти на всем протяжении дороги, однако своротки там следует исследовать по признакам, описанным выше - пусть асфальт вас не смущает. Кстати, в Калевала есть возможность встать на воде, на обустроенной стоянке, без соседей (но за деньги). Заброска по воде. Местная гостиница предлагает такие возможности. Подробностей не знаю, но на ресепшн слышал как приехавшая с десятидневной стоянки семья озвучивала свои восторги.
Если интересен трек поездки с подходами к стоянкам, которые я нашел - его можно взять здесь. Трек не полный. От Пушкино до Медвежьегорска - не актуально. От Калевала и до конца маршрута тоже нет. На 856 километре трассы Кола в лоб моей машине вышла встречная легковушка. Машина затоталена, у меня с женой переломы ног. У меня обе, у жены одна. К счастью, это был перекресток, поворот на Кемь. Во встречной сработала Эра-глонасс и через двадцать минут были гаишники и была скорая, на следующий день - эвакуация вертолетом в Петрозаводск, в госпиталь и т.д. В общем, все случилось не худшим образом. Надеюсь, текст, который у меня получился кому-то будет интересен.
И в заключение. Почему я написал этот текст? По многим соображениям. Сам я считаю, что стоянка у воды не самый удобный вид стоянки. Эти поиски - желание угодить жене. На воде случаются туманы и ветры, там тебя норовят отловить всякие егеря и вменить штраф за нарушение водного кодекса (с воды найти легче, чем по следам в лесу). Найти стоянку у воды сложнее, чем в лесу. Как показала эта поездка, стоянок на воде в Карелии много и найти свободную, при желании, можно. Я перехожу в другую категорию - "С", готовлю для путешествий грузовик газ 33081, а это другая философия, другие цели, скорости и средства их достижения.
Я планирую остаться в категории "В", но поскольку мне волей-неволей надо подбирать следующую машину, актуально задуматься о том, какая она будет. Может и в этой категории грядет смена приоритетов.